Societe Generale обнаружил дефекты в управлении рисками

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 22 Февраля 2008 г.

Французский банк Societe Generale обнародовал первые результаты внутреннего расследования деятельности трейдера Жерома Кервьеля, которые привели к потере банком ?4,9 млрд. Комиссия, проводившая расследование, пришла к выводу, что система внутреннего контроля банка не достаточно эффективна и не позволяет предотвратить столь масштабные махинации. Банк пообещал улучшить надзор за деятельностью своих сотрудников и внедрить систему безопасности, основанную на использовании биометрических данных и персонификации операций.

В минувшую среду французская банковская группа Societe Generale (SocGen) опубликовала отчет по результатам внутреннего расследования деятельности своего трейдера Жерома Кервьеля. Напомним, что 24 января этого года SocGen объявил о потере ?4,9 млрд. Виновником крупнейшего в истории мошенничества банк называет 31-летнего трейдера Жерома Кервьеля. По заявлению банка, он в течение нескольких лет открывал сверхлимитные позиции на фьючерсы на европейские фондовые индексы. Общая сумма открытых позиций составила ?50 млрд. Адвокаты господина Кервьеля настаивают на том, что группа SocGen пытается свалить вину на своего сотрудника, чтобы отвлечь внимание от потерь, понесенных банком из-за кредитного кризиса.

Сразу после обнаружения потерь SocGen создал специальную комиссию по расследованию действий трейдера, в которую вошли независимые члены совета директоров банка и аудиторы PricewaterhouseCoopers. Комиссия пришла к выводу, что система внутреннего контроля в SocGen была недостаточно эффективной. Это привело к тому, что банк не смог предотвратить столь крупное мошенничество. В отчете говорится, что «сотрудники банка не проводили систематических проверок» деятельности трейдера, а сам банк не располагает «системой контроля, которая могла бы предотвратить мошенничество».

С июля 2006 года по сентябрь 2007-го компьютерная система внутреннего контроля 75 раз (именно столько раз Жером Кервьель осуществлял несанкционированные операции либо его позиции превышали допустимый лимит) выдавала предупреждение о возможных нарушениях. «Сотрудники отдела мониторинга рисков банка не осуществляли детальных проверок по этим предупреждениям»,— говорится в отчете комиссии. Руководство банка заявило, что продолжает «проверять всех знакомых Жерома Кервьеля в банке, особенно в управлении внутреннего контроля», на предмет их возможного соучастия в мошенничестве. Дело в том, что Жером Кервьель одно время работал именно в управлении внутреннего контроля и был очень хорошо осведомлен о работе этой системы. Кроме того, по словам менеджеров банка, Жером Кервьель хорошо разбирался в информационных технологиях. Это помогало ему обманывать систему компьютерного контроля, которая не могла определить, что это именно он открывал сверхлимитные позиции.

В отчете о результатах проверки трейдера SocGen говорится, что по итогам расследования принято решение «существенно укрепить процедуру внутреннего надзора за деятельностью сотрудников SocGen». Это будет сделано при помощи более строгой организации работы различных подразделений банка и координации их взаимодействия. Также будут приняты меры, позволяющие отслеживать и персонифицировать трейдерские операции сотрудников банка посредством «укрепления системы ИТ-безопасности и разработки высокотехнологичных решений по персональной идентификации (биометрии)». Однако на этом внутреннее расследование не заканчивается, его результаты будут обнародованы 27 мая на ежегодном собрании акционеров.

Автор: Тамила Джоджуа

Теги: PricewaterhouseCoopers SocGen Societe Generale внутреннее расследование внутренний надзор Жером Кервьель ИТ-безопасность мошенничество сверхлимитные позиции система внутреннего контроля

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru