Источник: РБК - daily
Дата публикации: 24 Января 2008 г.
ЦБ разослал по банкам разъяснения о том, как они должны определять иностранных граждан, контроль за счетами которых российские кредитные организации должны осуществлять в рамках закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Список таких лиц настолько широк — от глав правительств до сводных братьев членов Международного олимпийского комитета, — что некоторые российские банки могут столкнуться с определенными проблемами по их выявлению. А это, в свою очередь, может привести к тому, что такая кредитная организация может быть признана нарушившей закон об «отмывании» и наказана лишением лицензии.
Вчера в «Вестнике Банка России» была опубликована телеграмма №8-T за подписью главы ЦБ Сергея Игнатьева, в которой регулятор проинформировал банки о порядке определения «иностранных публичных должностных лиц». Дело в том, что с 15 января 2008 года банки обязаны выявлять среди физических лиц, которые находятся или принимаются на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, однако российским законодательством такой перечень не установлен. В этой связи ЦБ рекомендовал банкам опираться на документы FATF, Евросоюза и Вольфсбергской группы, а также на рекомендации Росфинмониторинга, который, в свою очередь, предлагает кредитным организациям прислушаться к мнению «антиотмывочного» комитета Ассоциации российских банков (АРБ).
В своей телеграмме ЦБ информирует кредитные организации о том, что определение «публичных должностных лиц» (ПДЛ) содержится в документах международных организаций: FATF, Евросоюза и Вольфсбергской группы, которая объединяет крупнейшие международные финансовые институты. FATF причисляет к ПДЛ глав государств или правительств, ведущих политиков, высших правительственных чиновников, судей, военных чиновников, а также руководителей госкорпораций и лидеров политических партий. Вольфсбергская группа причисляет к ПДЛ еще и влиятельных функционеров в национализированных областях промышленности, а Евросоюз — членов советов директоров центральных банков.
В АРБ банкирам советуют принимать во внимание не только рекомендации FATF, Евросоюза и Вольфсбергской группы, но и сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФинСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной банковской комиссии Швейцарии. Таким образом, к категории ПДЛ относятся также лица, облеченные общественным доверием, в частности, руководители (и их заместители) международных организаций: ООН, ОЭСР, ОПЕК, МОК, Всемирного банка), а также члены Европарламента и международных судебных организаций, таких как Суд по правам человека и Гаагский трибунал.
Отслеживать российским банкирам придется открываемые в нашей стране счета не только вышеперечисленных лиц, но и членов их семей: супругов, детей, родителей, братьев (в том числе сводных) и кровных родственников. Но и это еще не все. Банкирам придется отслеживать счета людей, которые совместно с ПДЛ владеют юрлицом или ведут иной бизнес либо имеют иные тесные деловые отношения, а также личные советники.
При этом банки должны соблюдать требования «антиотмывочного» 115-го закона, то есть принимать «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имуще¬ства иностранных публичных должностных лиц». Для этого АРБ советует банкирам обращать пристальное внимание на отсутствие у ПДЛ убедительных пояснений о необходимости наличия счета на территории России, предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ПДЛ, а также на неожиданные поступления крупных сумм в пользу ПДЛ от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки, а также от некоммерческих организаций.
Таким образом, работы по выявлению ПДЛ и связанных с ними лиц у российских банкиров будет выше крыши, поскольку в случае двукратного нарушения закона об “отмыва
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU