Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 15 Июня 2007 г.
Генеральная прокуратура потребовала по итогам плановой проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) привлечь к дисциплинарной ответственности чиновников, допускавших освобождение от штрафов компаний, которые ФАС подозревала в нарушении антимонопольного законодательства. Однако проверка Генпрокуратуры запоздала. Глава ФАС Игорь Артемьев в ближайшие дни намерен подписать приказ, ликвидирующий механизм предварительного урегулирования антимонопольных споров,– именно он критикуется прокуратурой.
Генеральная прокуратура России внесла представление руководству антимонопольной службы по итогам проверки ведомства, проведенной в апреле. По мнению прокуроров, ФАС России нарушает законодательство при рассмотрении дел об административных правонарушениях. На своем сайте Генпрокуратура вчера предложила главе ФАС России Игорю Артемьеву привлечь своих подчиненных, виновных в ненадлежащем выполнении полномочий, к дисциплинарной ответственности – об административной ответственности и тем более об уголовных делах в отношении чиновников ФАС речи не идет.
«Сложилась практика, когда за одни и те же правонарушения отдельные нарушители привлекаются к ответственности, а другие – освобождаются»,– поясняют свою позицию представители Генпрокуратуры. По их оценке, в отношении каждого шестого правонарушителя чиновниками ФАС принимаются «необоснованные решения об освобождении от ответственности». «Значительная часть правонарушителей, на которых ФАС наложила штрафы, не оплачивают их, а служба не инициирует процедуру принудительного взыскания штрафов»,– отмечается в сообщении Генпрокуратуры. Это, по данным прокуратуры, приводит к тому, что около 40% штрафов (по числу случаев) не оплачивается вообще.
Начальник отдела общественных связей ФАС Елена Нагайчук сообщила Ъ, что проверка была плановой и завершилась в мае. Представитель ФАС сообщила, что по итогам 2006 года уровень собираемости штрафов в денежном выражении составил почти 70%, это выше, чем в 2005 году, примерно на 5%. «Надо понимать, что не все компании стремятся платить, особенно когда штрафы незначительны»,– пояснила Елена Нагайчук. По ее словам, с частью замечаний Генпрокуратуры ФАС не может согласиться, но сейчас идет детальный анализ замечаний, по итогам которого будет подготовлено соответствующее письмо в Генпрокуратуру. Тогда же и будет решаться вопрос о возможном привлечении к ответственности должностных лиц ФАС.
Впрочем, претензии Генпрокуратуры к ФАС запоздали. Как уже писал Ъ, глава ведомства Игорь Артемьев объявил о ликвидации с 1 июля института предварительного урегулирования антимонопольных споров без возбуждения административных дел даже в случае урегулирования вопроса – именно этот институт Генпрокуратура считает нарушением закона. По данным Ъ из источников в ФАС, приказ об отмене этого института может быть подписан господином Артемьевым уже сегодня, он вступит в силу после регистрации его в Минюсте. Согласно проектам документа, с которыми удалось ознакомиться Ъ, чиновник ФАС обязан сообщить о самом факте нарушения компанией даже в случае быстрого устранения нарушения – антимонопольное дело будет возбуждаться ФАС во всех случаях.
Как пояснил чиновник ФАС на анонимных условиях, предыдущая редакция закона о конкуренции, действовавшая с 1991 по 2006 год, предусматривала смягчающие обстоятельства для процедуры наложения штрафов – они не налагались на организации в связи с их «деятельным раскаянием». Кроме того, в ФАС утверждают, что нарушение антимонопольного законодательства бывает вынужденным: так, в ряде сделок с залогом акций бумаги переходят на счет компании автоматически – тогда как по закону антимонопольная служба должна дать согласие на такую сделку. Новый закон о конкуренции ужесточил правила, но это усложнит работу чиновников ФАС. В 2006 году служба выявила более 8 тыс. фактов нарушения антимонопольного закона, из них порядка 15% нарушений не штрафовались после устранения нарушений.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU