Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 25 Мая 2007 г.
Как стало известно Ъ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) завершила первые проверки бюро кредитных историй (БКИ) за первый год их существования. Результат парадоксальный: законодательство о кредитных историях нарушают не БКИ, а банки. Представители бюро указывают, что в реальном сотрудничестве с ними заинтересованы лишь 10-15% кредитных организаций.
ФСФР завершила первые проверки бюро кредитных историй, которые были начаты еще в конце ноября 2006 года. Тогда ФСФР разослала всем 23 участникам рынка письма с просьбой предоставить пакет документов. Завершить проверки регулятор должен был в течение шести месяцев. Однако многие БКИ из-за сбоев в работе почты получили запросы несвоевременно и смогли предоставить информацию в ФСФР позже срока. Как сообщил Ъ замначальника управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке ФСФР Алексей Волков, окончательно проверки всех БКИ будут завершены до конца июня. Как рассказал Ъ генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, его бюро недавно получило акт по результатам проведенной ФСФР проверки и рекомендации по совершенствованию дальнейшей работы.
Как выяснилось, по итогам проверки основные нарекания ФСФР касались не столько бюро кредитных историй, сколько банков. ФСФР выявила, что многие банки не соблюдают установленный законодательством десятидневный срок для передачи информации о заемщиках в БКИ. Поскольку регулирование банковской деятельности на рынке кредитных историй не входит в сферу компетенции ФСФР, служба просто рекомендовала бюро провести разъяснительную работу среди контрагентов.
По словам представителей БКИ, банки действительно не стремятся выполнять требования законодательства о кредитных историях. «Были случаи, когда банк начинал присылать информацию в кредитное бюро только после того, как ЦБ приходил к нему с проверкой»,– сообщили Ъ в Северо-Западном бюро кредитных историй. Более того, по словам представителей бюро, большинство банков заключают договоры с БКИ исключительно для того, чтобы формально выполнить требование закона. «В бизнес-целях сотрудничество с БКИ используют порядка 10-15% банков»,– говорит гендиректор БКИ «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин.
В ряде случаев проблемы сотрудничества банков с БКИ являются техническими. «В нашей практике были случаи, когда крупные банки, обрабатывающие по 20 тыс. кредитных заявок в день, были просто технически не в состоянии обеспечить корректную передачу данных в БКИ,– говорит представитель крупного федерального бюро.– В большинстве случаев это происходило из-за малой совместимости программных продуктов бюро и автоматизированных банковских систем». По мнению директора департамента продаж Городского ипотечного банка Игоря Жигунова, на отладку технологической схемы взаимодействия банков и БКИ понадобится еще около полугода: «Весь вопрос в ресурсах, которые на это выделяются». А вот на формирование в БКИ качественной информации, по оценкам банкиров, потребуется три-пять лет.
Охладить отношения банков с БКИ могут, по мнению экспертов, грядущие изменения требований к банкам по раскрытию эффективной ставки. «В результате этого риски банков несколько снизятся и работа с БКИ станет еще более слабой,– считает представитель крупного банка.– В такой ситуации разъяснительная работа БКИ среди банков, рекомендованная ФСФР, вряд ли окажется действенной».
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU