Источник: Газета
Дата публикации: 16 Апреля 2007 г.
Госдума в пятницу одобрила во втором чтении закон «О банке развития». После согласований в парламенте законопроект изменил название: слово «банк» теперь пишется со строчной буквы. Так депутаты избежали юридической коллизии. Ведь банком в общепринятом смысле слова создаваемая структура не является. Хотя название «Внешэкономбанк» (ВЭБ) будет сохранено. Замминистра экономического развития Кирилл Андросов оценил бренд ВЭБа в $100 млн. и попросил депутатов не швыряться такими деньгами.
Универсальный банк
Перед вторым чтением закона в Госдуме вокруг вопроса о судьбе Внешэкономбанка кипели страсти. Их подогревал зампред правления ВЭБа Сергей Лыков. Он публично раскритиковал подготовленный правительством законопроект. Главная мысль Лыкова: корпорация развития не будет эффективной, поскольку она будет «денно и нощно находиться под контролем всего аппарата правительства». В своей критике правительственного законопроекта, лоббируемого МЭРТом, Лыков ссылался на немецкий опыт. Там корпорация KfW успешно совмещает в себе все функции – от предоставления гарантий экспортерам до ритейла. Однако превратить ВЭБ в полноценный универсальный банк, находящийся при этом вне контроля со стороны ЦБ, нынешним его руководителям никто не дал. В Белом доме четко высказались по этому поводу: «Корпорация развития не должна быть коммерческой организацией». Пересматривать это решение не стали, и во втором чтении обновленный Внешэкономбанк остался некоммерческой организацией. Таким образом, принципиальных изменений в поправках, согласованных комитетом Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, не оказалось.
В комитете Владислава Резника не смогли согласовать только поправки, связанные с функционированием наблюдательного совета Внешэкономбанка. Их и вынесли на общее обсуждение.
Смотрящие за развитием
В самом ВЭБе к инициативе парламента закрепить в законе обязательное присутствие депутатов Госдумы и членов Совета федерации в наблюдательном совете корпорации развития отнеслись неодобрительно. Отрицательное мнение по этому вопросу высказало и руководство Минфина: Алексей Кудрин, ранее поддерживавший создание нового института развития, к проекту реформирования ВЭБа охладел. На Ильинке недовольны тем, что банк, который традиционно курировался Минфином, отходит в ведение МЭРТа. Пускать посторонних в наблюдательный совет ВЭБа, который является правительственным инструментом поддержки экспорта, – это уже чересчур.
Замминистра экономического развития Кирилл Андросов объяснил депутатам необходимость их отсутствия в наблюдательном совете Внешэкономбанка тем, что и уставный капитал, и инвестиционный меморандум формируются правительством, да и создается структура для «осуществления государственной инвестиционной политики правительства России». Впрочем, по словам Андросова, «это не исключает возможность участия в наблюдательном совете членов Федерального собрания». Если правительство сочтет это нужным.
Владислав Резник с логикой Кирилла Андросова согласился, сославшись на международный опыт. За рубежом, по его словам, основные решения в аналогичных структурах принимает исполнительная власть. Исключение – Хорватия.
С другой логикой к этому вопросу подошел независимый депутат Госдумы Александр Фоменко. Он не понял, почему наблюдательный совет, который должен контролировать инвестиционные решения банка, формируется исполнительной властью. «Ведь наблюдать за исполнительной властью должна законодательная», – уверяет депутат. Фоменко напомнил, что сейчас «заставить членов правительства отвечать на депутатские запросы можно только по решению суда». Однако у парламентского большинства предложение вписать в закон систему сдержек и противовесов одобрения не получило. Депутатов в наблюдательный совет не пустили.
Помимо закона «О банке развития» в пятницу Госдума приняла также поправки в Налоговый кодекс, освобождающие новый Внешэкономбанк от налога<
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU