Контроль на расстоянии

print
Печать

Источник: Business&FM

Дата публикации: 19 Марта 2007 г.

Федеральная налоговая служба (ФНС) сменила тактику контроля за предпринимателями. С начала этого года фискалы делают ставку на аналитическую работу, устраивая выездные проверки только в компаниях, которые почти наверняка могут быть признаны нарушителями. Только в январе креативность налоговиков позволила повысить результативность выездных проверок почти до 100%.

ФНС подвела итоги своей деятельности за январь. Как следует из внутреннего документа, (копия имеется в распоряжении «Бизнеса»), ФНС, как и обещала, перешла от активных выездных действий к аналитической работе. Так, в январе по результатам проведения камеральных проверок было доначислено налогов на 11,3 млрд. руб.- это на 5,8% больше, чем в январе 2006 года. Вместе с тем сумма дополнительно начисленных по выездным проверкам налогов, напротив, снизилась на 28,6%, до 19,2 млрд. руб. Количество нанесенных предпринимателям визитов в январе текущего года уменьшилось на 36,2%, однако средний размер дополнительного сбора вырос на 12%, до 3 млн. 821 тыс. руб.

Эксперты неоднозначно оценивают эти данные. Некоторые из них полагают, что делать вывод об изменении тактики работы налоговых органов преждевременно. Другие, напротив, считают, что теперь ФНС будет заниматься по преимуществу аналитической работой и больше уделять времени камеральным проверкам.

Число выездных проверок будет и дальше сокращаться, считает издатель и главный редактор газеты «Учет. Налоги. Право» Алексей Стариков. «Во-первых, из-за того, что в новой редакции Налогового кодекса ограничено число выездных проверок одной и той же компании в течение года. Во-вторых, в ФНС, судя по всему, решили следовать принципу: лучше меньше, да лучше»,- говорит эксперт.

Однако адвокат компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев считает иначе: «Новые правила проведения выездных проверок больше не позволяют налоговикам затягивать выездные проверки, и им выгоднее провести несколько коротких проверок по разным налогам, чем одну длительную большую проверку». Так же считает и начальник юридического отдела аудиторской компании МКПЦН Татьяна Винокурова. «После изменения правил проведения камеральных проверок (к примеру, в законе был установлен четкий перечень документов, которые налоговики могут истребовать у компании), налоговики станут больше времени проводить на предприятиях»,- уверена Винокурова.

Поправки ограничили самоуправство инспекторов при «камералках», сделав их менее привлекательными для налоговиков, добавляет Стариков. «Но у них есть право требовать подтверждающие документы при проверках деклараций по НДС. Так что не факт, что доначисления по камеральным проверкам уменьшатся»,- отмечает он. Получить комментарии у ФНС не удалось.

Предпринимателям не стоит радоваться уменьшению числа выездных инспекций.
Как следует из отчета ФНС, результативность таких мероприятий выросла. Если в январе 2006 года 89% выездных проверок заканчивалось доначислениями, то теперь налоговики находят нарушения законодательства в 96% случаев.

Результативность выездных проверок будет увеличиваться, приближаясь к 100%, уверен Стариков. Тем более что найти нарушения можно почти у любого действующего предприятия: бухгалтеры и налоговые инспекторы часто понимают требования законодательства по-разному, говорит юрисконсульт компании «Велес Лекс» Юлия Комиссарова. Впрочем, это не значит, что налоговикам удастся во всех случаях доказать нарушение законодательства. «Что скрыто за данными »96% результативных проверок«? Это заключения, в которых указано, сколько организация должна заплатить бюджету или это реальные деньги, поступившие в бюджет? Компании не всегда соглашаются со штрафами и доначислениями, а суды не всегда встают на сторону налоговиков»,- напоминает Комиссарова.

Теги: аналитическая работа выездные проверки доначисления доначислено налогов камеральные проверки налоговые органы Налоговый кодекс самоуправство инспекторов ФНС “камералки”

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru