Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 29 Января 2007 г.
Правительство готовит на 2008-2009 годы смену приоритетов в налоговой политике и наступление на оффшоры. Как следует из оказавшегося в распоряжении Ъ проекта «Основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы», Минфин планирует в течение четырех лет планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать соглашения об избежании двойного налогообложения с оффшорными территориями и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования.
Документ о принципах налоговой политики разработан Минфином в рамках подготовки проекта трехлетнего бюджета и должен быть представлен правительству в феврале. С другими ведомствами он пока не согласован. Знакомство с 48-страничным проектом позволяет сделать вывод о смене налоговых приоритетов Минфина. Краеугольный камень налоговой политики 2001-2006 годов – борьба за ставки отдельных налогов и способы их уплаты, исходя из разработанного ведомством Алексея Кудрина документа, уже отодвинут на второй план. ЕСН и тема «серых» зарплат в проекте вообще не упоминаются, а проблемы со сбором и возмещением НДС Минфин по-прежнему предлагает решать путем создания института регистрации плательщиков этого налога (Ъ писал об этом). Кроме того, прежний ориентир Минфина – ежегодное снижение налоговой нагрузки на 1% ВВП заменен на «отказ от увеличения номинального налогового бремени». Повестка дня изменится радикально: центральное место в «Основных направлениях » – борьба с использованием внешних и внутренних оффшоров.
Главная идеологическая новация Минфина – ведомство предлагает рассматривать доход «контролируемой иностранной компании» (зарегистрированной в оффшоре «дочки» российской компании) как прибыль российской материнской компании и, соответственно, облагать ее налогом в РФ. Чтобы проследить связи российских компаний с оффшорами, предлагается обязать их перечислять в налоговых декларациях данные о всех аффилированных иностранных фирмах с раскрытием доли владения.
Одновременно Минфин хочет иметь возможность признавать зарегистрированную в оффшорной зоне компанию налоговым резидентом РФ – на том основании, что она контролируется и управляется из России. В этом случае оффшору придется доплатить в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации. Ввести новшества Минфин планирует в 2009 году – до этого ему придется провести нужные поправки в НК через Госдуму.
Впрочем, простой правки кодекса будет недостаточно. В «Основных направлениях » Минфин заявляет о желании подписать договоры об обмене информацией, необходимой для идентификации акционеров оффшоров и расчета полученного ими дохода, «с определенными странами и территориями». Там же заявлено о намерении начать процесс пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения, большинство из которых, по мнению чиновников, «не столь эффективны».
«Минфин не изобретает ничего нового и лишь копирует содержание действующих директив ЕС по налогообложению и норм законодательства США в этой сфере. Однако непонятно, как он собирается добиваться выполнения новаций на практике»,– сказал Ъ партнер компании GSL Law&Consulting Олег Полутаровский. По его мнению, повышение интереса Минфина к оффшорам объясняется тем, что они – последний явный способ ухода от налогов. Однако шансы ведомства переломить ситуацию юрист оценивает невысоко: «Соглашения об обмене информацией с европейскими странами (в том числе с Кипром), в которых зарегистрированы контролируемые из России компании, уже давно подписаны, но мало что дают. Подписывать же их с Багамами или Британскими Виргинскими островами (BVI) нет никакого смысла – в этих странах не существует обязанности вести налоговый и бухгалтерский учет».
По мнению главы экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаила Орлова, борьбой с оффшорами Минфин и ФНС пытаются оправдать свои неудачи в сборе налогов, в частности, НДС. "Объявить компан
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU