Источник: Финансовые известия
Дата публикации: 28 Августа 2006 г.
Банк России решил всерьез бороться со своими подопечными, которые не предоставляют клиентам реальную информацию по стоимости потребкредитов с учетом всех накруток в виде сборов, комиссии и т.д. Об этом заявил первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов на Всероссийском банковском форуме, проходившем в Нижнем Новгороде. По словам Козлова, новые требования в отношении корректного информирования потребителей включены в инструкцию, которую Банк России намерен принять осенью.
На фоне бума кредитования Центробанк столкнулся с тем, что банки представляют людям неверную информацию об условиях кредитования. «Заявленная процентная ставка в 15% в итоге обрастает всевозможными сборами, комиссионными и т.д. И в итоге выливается во все 40%», – сказал Андрей Козлов. По его словам, Банк России некоторое время пытался сделать так, чтобы банки самостоятельно решили эту проблему и размещали честные сведения о своих процентных ставках. Напомним, что в мае прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Центробанк приняли совместные рекомендации по раскрытию информации при потребкредитовании. Но до сих пор в «белом списке» антимонопольщиков набралось всего 85 кредитных организаций, которые учитывают рекомендации в своей деятельности.
«Получилось так, что честные банки оказались в проигрышном положении, поскольку клиент пугался высокой ставки и бежал в другой банк, который недостоверной информацией дурил клиентам голову», – отметил Козлов. Именно поэтому Центробанк намерен принять новую инструкцию № 254, проект которой сейчас выложен на сайте Банка России и предложен на обсуждение банковской среде. В документе вопрос о корректном информировании клиентов выделен отдельным абзацем. И его выполнения, как подчеркнул Козлов, его ведомство обязательно добьется, «подтолкнув банки вежливым административным методом».
В эксклюзивном интервью «Известиям» Андрей Козлов пояснил механизм применения санкций к тем банкам, которые не будут выполнять требования инструкции: "Скажем, банк не информирует клиента о реальной процентной ставке и, тем не менее, включает этот кредит в соответствующий портфель. В этом случае нашим первым требованием будет вывести этот заем из портфеля и вести по нему учет отдельно с соответствующим уровнем кредитных рисков. Если же банк этого не сделает, будет вторая претензия – недостоверность отчетности, то есть невыполнение правил Центробанка. И, как следствие, жесткое предписание – исправиться. Не сделает и этого – дальше по нарастающей. По словам Козлова, принять инструкцию Центробанк намерен уже осенью 2006 года.
Как Центробанк может наказать нечестные банки
Если Банк России выявит нарушения (например, непредоставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации), то он отправляет в банк предписание. Если и оно не выполняется, есть несколько вариантов, как регулятор может наказать «проштрафившихся» подопечных:
1) взыскать с кредитной организации штраф в сумме до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
- замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;
- осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут осно
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU