Источник: Российская бизнес-газета
Дата публикации: 24 Августа 2006 г.
Хотя до второго чтения законопроект о налоговой амнистии пока не дошел, большинство экспертов и аналитиков сходятся во мнении, что Кремль твердо решил довести этот проект до конца. А вслед за налоговой амнистией, похоже, последует возврат к контролю за расходами россиян. Несколько дней назад информагентства передали сообщение о том, что налоговики хотят получить доступ к кредитным историям граждан. Предполагается, что эти две акции вместе дадут положительный эффект.
На этот раз инициатива проведения налоговой амнистии исходила от президента. В Послании Федеральному Собранию 2005 года он обратил внимание на проблему легализации теневых капиталов. Напомним, что идея проведения налоговой амнистии в России возникает не впервые. Еще в 2002 году кабинет министров озадачился проблемой, как вернуть вывезенный ее гражданами за годы реформ капитал обратно в Россию. Тогда же готовился законопроект, позволяющий вернуть деньги с западных счетов обратно, уплатив лишь подоходный налог.
Однако по разным причинам до дела так и не дошло. Так, юристам не нравилась сама формулировка, которая несет оттенок прощения за преступление.
И они предлагали налоговую амнистию переименовать в валютную либерализацию. Левые фракции в Госдуме высказывались вообще против такого шага, мотивируя это тем, что сбежавшие капиталы преступны по своей сути. И о налоговой амнистии забыли на два года.
За это время в разных странах были приняты аналогичные меры, которые оказались весьма эффективными. Прошла налоговая амнистия в Италии и Казахстане. Власти Казахстана рассчитывали вернуть в страну не менее 550 миллионов долларов. За 34 дня, отведенных для этих целей, в страну на спецсчета 16 банков вернулось 480 миллионов долларов, которые стали работать на экономику. Одновременно с проведением налоговой амнистии в Казахстане была снижена ставка НДС на 4 процента и социального налога на 5 процентов, а также отменена однопроцентная пошлина на ввоз наличной валюты. Для вернувшихся в страну капиталов были специально выпущены госбумаги, чтобы эти деньги не лежали мертвым грузом.
Дадут ли подобный эффект меры, направленные на проведение налоговой амнистии в России, вопрос открытый. С одной стороны, возвращать есть что. По оценкам экспертов, за 1990-2002 годы из России было вывезено 80-120 миллиардов долларов. Правда, отмечали эксперты, около половины этих денег имели криминальный характер, владельцы которых боялись возврата этих сумм в страну, дабы не иметь дела с Уголовным кодексом. За 2002-2004 годы из страны убежало еще около 30 миллиардов долларов.
Во многом отдача зависит от того, каким в результате получится законопроект, считают эксперты. Редакция законопроекта, принятая в первом чтении, не внушает оптимизма. В соответствии с ним гражданам предоставляется возможность декларирования не учтенных в прошлом доходов в упрощенном порядке. При этом устанавливается декларационный платеж, который исчисляется и уплачивается физическим лицом самостоятельно по ставке 13 процентов. На юрлиц этот порядок не распространяется.
Свидетельства о декларировании доходов будут выдаваться до 1 июля 2007 года. При этом минимальных или максимальных ограничений по суммам декларируемых денежных средств и видам валют не устанавливается.
Изначально предполагалось, что такой порядок будет действовать в течение девяти месяцев, начиная с 1 июля 2006 года. Уже понятно, что этот срок выдержан не будет. При этом под «налоговую амнистию» попадают доходы, полученные до 1 января прошлого года. Сейчас ко второму чтению готовятся поправки, которыми оба этих срока продлеваются.
В то же время позиции депутатов и правительства совпадают далеко не во всем. Так, председатель экспертного совета Комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Орлов заявил: «Законопроект не дает правовых гарантий налогоплательщику, на которые он претендует. Документ предоставляет только освобождение от налоговой ответственности». По словам председателя экспертного совет
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU