Кнут и пряник налоговой амнистии

print
Печать

Источник: Российская бизнес-газета

Дата публикации: 24 Августа 2006 г.

Хотя до второго чтения законопроект о налоговой амнистии пока не дошел, большинство экспертов и аналитиков сходятся во мнении, что Кремль твердо решил довести этот проект до конца. А вслед за налоговой амнистией, похоже, последует возврат к контролю за расходами россиян. Несколько дней назад информагентства передали сообщение о том, что налоговики хотят получить доступ к кредитным историям граждан. Предполагается, что эти две акции вместе дадут положительный эффект.

На этот раз инициатива проведения налоговой амнистии исходила от президента. В Послании Федеральному Собранию 2005 года он обратил внимание на проблему легализации теневых капиталов. Напомним, что идея проведения налоговой амнистии в России возникает не впервые. Еще в 2002 году кабинет министров озадачился проблемой, как вернуть вывезенный ее гражданами за годы реформ капитал обратно в Россию. Тогда же готовился законопроект, позволяющий вернуть деньги с западных счетов обратно, уплатив лишь подоходный налог.

Однако по разным причинам до дела так и не дошло. Так, юристам не нравилась сама формулировка, которая несет оттенок прощения за преступление.

И они предлагали налоговую амнистию переименовать в валютную либерализацию. Левые фракции в Госдуме высказывались вообще против такого шага, мотивируя это тем, что сбежавшие капиталы преступны по своей сути. И о налоговой амнистии забыли на два года.

За это время в разных странах были приняты аналогичные меры, которые оказались весьма эффективными. Прошла налоговая амнистия в Италии и Казахстане. Власти Казахстана рассчитывали вернуть в страну не менее 550 миллионов долларов. За 34 дня, отведенных для этих целей, в страну на спецсчета 16 банков вернулось 480 миллионов долларов, которые стали работать на экономику. Одновременно с проведением налоговой амнистии в Казахстане была снижена ставка НДС на 4 процента и социального налога на 5 процентов, а также отменена однопроцентная пошлина на ввоз наличной валюты. Для вернувшихся в страну капиталов были специально выпущены госбумаги, чтобы эти деньги не лежали мертвым грузом.

Дадут ли подобный эффект меры, направленные на проведение налоговой амнистии в России, вопрос открытый. С одной стороны, возвращать есть что. По оценкам экспертов, за 1990-2002 годы из России было вывезено 80-120 миллиардов долларов. Правда, отмечали эксперты, около половины этих денег имели криминальный характер, владельцы которых боялись возврата этих сумм в страну, дабы не иметь дела с Уголовным кодексом. За 2002-2004 годы из страны убежало еще около 30 миллиардов долларов.

Во многом отдача зависит от того, каким в результате получится законопроект, считают эксперты. Редакция законопроекта, принятая в первом чтении, не внушает оптимизма. В соответствии с ним гражданам предоставляется возможность декларирования не учтенных в прошлом доходов в упрощенном порядке. При этом устанавливается декларационный платеж, который исчисляется и уплачивается физическим лицом самостоятельно по ставке 13 процентов. На юрлиц этот порядок не распространяется.

Свидетельства о декларировании доходов будут выдаваться до 1 июля 2007 года. При этом минимальных или максимальных ограничений по суммам декларируемых денежных средств и видам валют не устанавливается.

Изначально предполагалось, что такой порядок будет действовать в течение девяти месяцев, начиная с 1 июля 2006 года. Уже понятно, что этот срок выдержан не будет. При этом под «налоговую амнистию» попадают доходы, полученные до 1 января прошлого года. Сейчас ко второму чтению готовятся поправки, которыми оба этих срока продлеваются.

В то же время позиции депутатов и правительства совпадают далеко не во всем. Так, председатель экспертного совета Комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Орлов заявил: «Законопроект не дает правовых гарантий налогоплательщику, на которые он претендует. Документ предоставляет только освобождение от налоговой ответственности». По словам председателя экспертного совет

Теги: второе чтение вывезенный капитал декл декларирование не учтенных доходов контроль за расходами кредитные истории Минфин упрощенный порядок Федеральная налоговая служба ФНС

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru