Источник: Российская бизнес-газета
Дата публикации: 21 Июня 2006 г.
В 2009 году начнется внедрение компонент 2 и 3, связанных с надзором и транспарентностью, что предполагает существенное дополнение к действующему банковскому законодательству.
Напомним, что «Базель-II» вступает в силу в декабре 2006 года. Но Центробанк решил не форсировать события. До конца 2006 года рабочие группы должны будут только разработать точный план действий и опубликовать его для всеобщего обсуждения. По мнению Андрея Козлова, решение о пересмотре сроков внедрения «Базеля-II» в России было принято по результатам обсуждения этого вопроса с банковским сообществом на конгрессе в Санкт-Петербурге. Несмотря на возможность обогнать США, где внедрение стандарта намечено на 2009 год, в ЦБ сочли, что для них важна не скорость, а готовность (а точнее, неготовность) банковской системы к новым требованиям. «Хотя процесс перехода начинается уже сегодня, поначалу мы будем внедрять только самые существенные элементы», – пообещал Андрей Козлов.
А. Козлов отметил, что для внедрения «Базеля-II» в России создана специальная рабочая группа. Его внедрение будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности банковской системы России и признания ее в мире. По словам А. Козлова, успешность внедрения зависит от сотрудничества и готовности к взаимодействию всех участников банковской системы, в частности, Банка России, профессиональных сообществ, а также коммерческих банков.
По данным Ассоциации региональных банков России, сегодня 16 процентов банков считают, что они не смогут соответствовать этим требованиям, половина сомневается в своей способности им соответствовать, и лишь 18 процентов уверены в том, что это им по плечу.
Банкиры критикуют «Базель-II» за то, что его стандарты не предполагают раннего предупреждения кризисных ситуаций, за слишком большие издержки при переходе на них. Проблема прежде всего состоит в возложении на банки повышенной нагрузки в виде досоздания резервов и дополнительной капитализации. Для того чтобы «Базель-II» обернулся для них плюсами, они должны вложить немалые деньги во внедрение современных программных средств оценки рисков и иметь обширную базу данных по клиентам, включая их дефолты, чтобы правильно оценивать кредитные риски. Не все могут себе этого позволить, а новым банкам это вообще недоступно вследствие недолгой истории работы и, следовательно, отсутствия протяженных статистических рядов.
Инициаторами внедрения «Базеля-II» были крупные международные банки, которые сделали значительные вложения в развитие системы управления рисками, прежде всего рыночные и кредитные, и решили в определенной степени оправдать эти вложения, распространив свою практику на весь остальной мир. Банковские регуляторы оказались с ними во многом солидарны, посчитав, что чем совершеннее и менее зависима от субъективизма система оценки и управления рисками, тем устойчивее и каждый отдельный банк, и банковская система в целом.
Внедрение этих систем дает, с одной стороны, большую свободу банкам в плане обоснования выбранного уровня резервов под кредитные риски. Но при этом надо иметь для обоснования своих оценок хорошую статистику и программное обеспечение. Что касается относительно небольших банков, то для них затраты на создание подобных систем слишком велики, и внедрение «Базеля-II» обернется лишь увеличением требований по капиталу, то есть им он изначально не выгоден.
Кроме того, для того чтобы перейти на базельский стандарт, нужно сначала полностью внедрить международные стандарты отчетности МСФО. Есть проблема и с аудитом, у нас банки обязаны сдавать отчетность в первом полугодии каждого года, и аудиторов просто не хватает, чтобы обслужить все банки.
Международные эксперты сомневаются – надо ли форсировать внедрение «Базеля-II». «Не могу ответить на вопрос, когда Россия должна принимать систему. Срок должен определяться внутренними условиями страны», – считает Хайме Каруана, управляющий Банка Испании и председатель Базельского комитета по банковс
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU