Источник: Главбух
Дата публикации: 27 Марта 2006 г.
В начале года Минфин представил на суд общественности новую редакцию закона о бухгалтерском учете. Общественность возмутилась: закон оказался совершенно не проработанным и не отвечающим запросам пользователей отчетности. И вот в Госдуму уже внесен альтернативный законопроект. О том, что ждет бухгалтеров, корреспонденту «Главбуха» рассказывает один из разработчиков – Буренин Андрей Викторович, депутат, член комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ, председатель правления фонда «НСФО».
– И Минфин, и экспертное сообщество сейчас обсуждают пути реформирования российского бухучета. Подготовлены несколько законопроектов, и один из них – тот, который разработан при вашем участии, – уже внесен в Госдуму РФ. Неужели нынешний закон о бухучете никуда не годится?
– Нынешняя система бухгалтерского учета не устраивает тех, для кого она предназначена, – пользователей отчетности, людей, которые принимают инвестиционные решения. А сейчас у нас нет ни одного человека, который бы рискнул вложить деньги на основе документа, составленного по правилам ПБУ. И чтобы финансовая отчетность стала документом, на основании которого можно принимать экономические решения, нужны кардинальные реформы. О недостатках действующей системы и потребности в ее существенном пересмотре очень хорошо сказано в Концепции реформирования, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2004 года, и добавить к этому больше нечего.
– То есть дело в некачественных ПБУ?
– Основная проблема действующего законодательства о бухучете состоит не в низком качестве стандартов – это лишь следствие, а в неадекватной системе регулирования отрасли, что и является первопричиной. Приведу простой пример. Сейчас Минфин разрабатывает правила составления как финансовой, так и налоговой отчетности. При этом данное ведомство несет ответственность за налоговые доходы, но не отвечает за инвестиционный климат и защиту прав инвесторов, для чего, собственно, финансовая отчетность и предназначена. В условиях, когда налоговая и финансовая отчетность в ряде случаев совмещена, это приводит к подавлению финансовой функции фискальной. Действительно, какой бухгалтер запишет в отчете реальную цену имущества, если это приведет к дополнительным налоговым отчислениям? Чтобы ликвидировать этот конфликт, необходимо полностью разделить налоговую и финансовую отчетность, которые будут составляться по данным бухучета, и распределить соответствующие нормотворческие функции между разными государственными ведомствами
– Но разве Минфин сам не пытается навести порядок? Например, специалисты финансового ведомства разработали проект нового закона «Об официальном бухучете», утверждена концепция реформирования бухучета до 2010 года.
– Давайте внесем ясность. Концепция – это внутренний документ, за исполнение которого Минфин не несет ответственности. Аналогичных концепций уже было очень много. Ну и где результаты? Складывается впечатление, что Минфин просто изображает бурную деятельность. Теперь что касается законопроекта «Об официальном бухучете».
Действительно, Минфин что-то разработал, опубликовал это на своем сайте и отправил на согласование в профильные ведомства. Однако на недавнем конгрессе бухгалтеров глава профильного департамента Минфина Леонид Шнейдман поставил под сомнение статус этого документа. По его словам выходило, что законопроект еще проходит процедуру доработки и для открытого обсуждения непригоден.
– А как же с объявленным переходом на МСФО?
– Мне не нравится заданный Минфином вектор в направлении к МСФО. Чиновники хотят, чтобы у нас параллельно действовали и отечественные, и адаптированные к российским реалиям международные стандарты. А кому это нужно – не ясно. Но в результате компании будут составлять аж три отчетности: по ПБУ, «нашим» международным стандартам и еще по «чистым» МСФО. Я придерживаюсь другой позиции: необходимо приня
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU