Наталья Бурыкина: Руководителей налоговых инспекций надо наказывать рублем
Печать
Источник: Консультант
Дата публикации: 16 Марта 2006 г.
В настоящее время в подкомитете по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам Госдумы идет работа над важными поправками в Уголовный кодекс. Депутаты Наталья Бурыкина и Андрей Макаров предлагают установить персональную ответственность должностных лиц налоговых органов за сознательное нанесение вреда налогоплательщику. В частности, за умышленно причиненный крупный ущерб (более 1 миллиона рублей) предусматривается срок до 10 лет. О работе над законопроектом и его перспективах мы поговорили с председателем подкомитета и одним из автором поправок Натальей Бурыкиной.
– Наталья Викторовна, что стало причиной появленияэтого законопроекта?
– Во-первых, еще в период работы Думы третьего созыва в Уголовный кодекс был внесен ряд статей. Они предполагали, что за заведомо умышленное представление налогоплательщиком ложных данных в налоговой декларации, а также по ряду других деяний для него возникает уголовная ответственность. Мы решили, что в этом вопросе должна быть некая зеркальность, то есть подобную ответственность логично предусмотреть и для налоговых органов.
Во-вторых, сегодня в Уголовном кодексе есть наказание за общие правонарушения, такие как взятка и злоупотребление служебным положением. Мы же вводим немного другие, самостоятельные составы преступления, которые тоже должны считаться уголовными. Например, вынесение заведомо незаконного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо отказ в вынесении решения (предполагаемый размер штрафа – 300 тысяч рублей. – Прим. ред.).
– А какова цель предложенных поправок?
– Основная цель – улучшить качество налогового администрирования. Проблема в том, что все по-разному понимают, что значит «качество». Одни считают, что это когда налоговый инспектор должен найти нарушения и находит их. А мы полагаем, что если контролеры пришли на проверку, а нарушений нет, то они должны этим удовлетвориться, составить соответствующий акт и сказать налогоплательщику спасибо. Конечно, нельзя утверждать, что наши поправки имеют в этом отношении стимулирующий характер. Но если работники налоговых органов выносят заведомо неправомерные решения, они должны знать, что будут за это отвечать. Вообще, должен быть установлен постулат, что налогоплательщик изначально честен.
– Представители Федеральной налоговой службы, наверное, не в восторге от ваших инициатив?
– Да, они считают, что принятие этих поправок ущемляет их права. Но это не так, очень важно подчеркнуть принципиальный момент. Предлагаемые нормы, вводящие уголовную ответственность, никоим образом не ограничивают полномочия работников налоговых органов. Если они действуют в рамках закона, то никаких правовых последствий для них не наступает. Поэтому беспокоиться им не о чем – если они законопослушны, разумеется. Замечу еще, что ответственность устанавливается не для самих инспекторов, а для должностных лиц, уполномоченных на вынесение решения по результатам налоговой проверки. Это, как правило, начальник инспекции либо его заместитель.
– Наталья Викторовна, какие меры, по-Вашему, наиболее оптимальны в рассматриваемой сфере?
– Я считаю, что ответственность должна быть соразмерна деянию. Что касается конкретных сумм и сроков, то лично я не сторонник применения такой меры уголовного характера, как заключение под стражу. На мой взгляд, правильнее было бы вынести проблему в административную плоскость, то есть ограничиться высокими штрафами. Причем как в отношении налогоплательщиков, так и должностных лиц налоговых органов. В качестве уголовного правонарушения следует квалифицировать только мошенничество, за другие же деяния установить административную и материальную ответственность. Такой подход существует во многих странах. Однако наше право построено несколько иначе.
– Наверняка руководство налоговых органов само не заинтересовано в том, чтобы их сотрудники привлекались к уголовно
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU