Источник: Консультант
Дата публикации: 2 Марта 2006 г.
Большинство крупных организаций давно ведут два бухгалтерских учета – по российским стандартам и по МСФО. И вот Минфин России подготовил проект закона, предусматривающий переход России на национальные стандарты. Журнал «Консультант» решил побеседовать об особенностях нового законопроекта с Любовью Колесенковой, продолжительное время работавшей в департаменте методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ.
– Любовь Михайловна, какие основные изменения предполагает проект закона «Об официальном бухгалтерском учете»?
– Действительно, новый законопроект называется несколько амбициозно – «Об официальном бухгалтерском учете» (данный документ заменит собой действующий Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». – Прим. ред.). Это проистекает из Конституции РФ, в которой говорится, что к ведению Российской Федерации относится официальный статистический и бухгалтерский учет.
Впервые сказано, что организация должна вести бухгалтерский учет. Ранее говорилось, что предприятие обязано лишь представлять бухгалтерскую отчетность. После введения главы 25 Налогового кодекса отчетность ориентируется в первую очередь на налоговые органы. А как известно, по законодательству о налогах и сборах организация не все доходы и не все расходы вправе принять к учету. Но ведь от этого реальное финансовое состояние организации не изменилось! Бухгалтерский же учет отражает реальное состояние доходов и расходов, поэтому любой пользователь отчетности заинтересован в его ведении.
– Не могли бы Вы прокомментировать изменения в нормах об учетной политике?
– Законопроектом учетная политика выделена в отдельную статью. Основной положительный момент – в проекте говорится о том, из чего учетная политика должна состоять. Ведь многие включают в нее все, что только можно себе представить. Это неверный подход. В проекте закона сказано, что в учетной политике должны быть отмечены только те положения, по которым законодатель дал право выбора. Если существует какая-то хозяйственная операция и нет норматива для ее отражения в бухгалтерском учете, компания вправе ее зарегистрировать в качестве типовой. И все. Больше ничего не должно быть в учетной политике.
И еще один положительный момент, который прописан в проекте, – когда мы вправе изменять учетную политику. С одной стороны, согласно ПБУ 1 «Учетная политика», мы обязаны изменить учетную политику, когда выходит новый нормативный правовой документ. С другой стороны, мы меняем учетную политику со следующего отчетного года. Когда же менять учетную политику: с даты внесения изменения в закон или с начала нового отчетного года? Действующая норма двояка. В проекте же ясно сказано, что «изменения в учетной политике производятся, как правило, с начала отчетного года».
– Сейчас к законодательству о бухучете относятся как федеральные законы, так и указы президента и постановления правительства. В проекте говорится лишь о федеральных законах. Как Вы оцениваете это изменение?
– Да фактически ничего не изменилось. Исполнительным органом, отвечающим за регулирование норм бухгалтерского учета, является Минфин. Он решает, быть этому документу или не быть. Вся методология закреплена за Министерством финансов. Именно там сейчас обсуждаются проекты законов, касающиеся налоговой, страховой и таможенной политики.
– Новый проект закона освободил от ведения бухучета филиалы и представительства иностранных компаний. Как Вы оцениваете такое изменение?
– Законопроект распространил свое влияние на обширный круг лиц. В нем сказано, что филиалы, представительства иностранных организаций могут вести бухгалтерский учет. Следовательно, они вправе выбрать – вести им бухгалтерский учет или жить по налоговому учету. Статья 3 проекта перечисляет основные дефиниции, используемые в законе, в том числе расшифровывает определение экономического с
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU