Наша цель – отчетность, на основании которой можно принимать инвестиционные решения

print
Печать

Источник: РБК - daily

Дата публикации: 27 Декабря 2005 г.

В декабре в Государственной думе началась работа над национальными стандартами финансовой отчетности. Инвестиционное сообщество и представители крупного бизнеса считают, что в российской практике не имеет смысла прямо переходить с российских правил учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Вместо этого лучше выработать собственные национальные стандарты финотчетности, которые будут близки к МСФО. О том, зачем надо формировать свои стандарты и как будет работать эта система, рассказал депутат Госдумы, член Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Буренин.

 – Как возникла идея реформировать систему финансовой отчетности?

– Я не собираюсь приписывать эту идею нашей организации. Более того, можно смело утверждать, что идея является ровесницей действующей системы бухгалтерского учета и отчетности – настолько велики и существенны недостатки последней. Действующая сегодня система уходит корнями в эпоху планового ведения хозяйства и абсолютно не адекватна современным экономическим реалиям. В результате финансовая отчетность не выполняет своей основной функции – не используется субъектами предпринимательской деятельности для принятия инвестиционных решений. Бухгалтерский учет, частично обсуживающий налоговую систему, в остальной своей части является производителем никому не нужной макулатуры. Для любого предпринимателя в нашей стране эти выводы очевидны и не требуют доказательства. Более того, они очевидны и для государства, которое уже несколько раз объявляло крестовые походы против некачественных стандартов учета и отчетности, однако не достигало результата. Общество и государство, которые поставили перед собой задачу повышения благосостояния граждан путем обеспечения долгосрочного экономического роста, не могут не обращать внимания на один из основных двигателей этого роста – инвестиции, эффективность и объем которых напрямую зависят от качества института финансовой отчетности.

Анализ результатов предыдущих реформ и текущего положения дел наглядно показали, что первоисточником проблем являются объективные недостатки действующей системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые сводят на нет любые попытки реформирования изнутри. Формула «пчелы против меда» всегда приводит к заранее предсказуемым результатам. Правила учета и отчетность – лишь последствия неэффективной системы регулирования, и, не перестроив последнюю, нет смысла переписывать первые.

 – Каковые же эти недостатки?

– Сегодня их четыре. Во-первых, абсолютно очевидно, что нельзя совмещать финансовую и налоговую отчетности. Их цели, задачи, принципы составления и использования не просто различны, но порой диаметрально противоположны. В результате, когда в рамках единого государственного органа концентрируются полномочия в обеих сферах, приоритет в силу особенности функционирования государственных органов выявляется достаточно быстро – финансовая отчетность гибнет в угоду отчетности налоговой, что мы можем наблюдать в нашей стране. Действительно, кто захочет правильно оценивать имущество или рассчитывать прибыль для финансовой отчетности и тем самым повышать шанс привлечения инвестиций в будущем, если на основе этих же данных рассчитывается налогооблагаемая база, и налоги надо перечислять в бюджет уже сейчас? Таким образом, первым шагом должно стать четкое разделение налоговой и финансовой отчетности и, что не менее важно, ответственности за их регулирование между разными государственными органами.

Во-вторых, право регулировать бухгалтерский учет и финансовую отчетность должно принадлежать тому органу, который несет ответственность за создание инвестиционного климата и развитие рынков ценных бумаг. Иначе возникает парадоксальная ситуация, которую мы опять-таки наблюдаем сегодня – права имеют одни органы, а ответственность несут другие.

В-третьих, административная реформа привела к отсутствию в профильных государственных о

Теги: IFRS закона «О консолидированной отчетности» международные стандарты финансовой отчетности МСФО НСФО реформа отчетности

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru