Интервью с представителями Минэкономразвития и Госдумы о переходе на МСФО
Печать
Источник: Нефть России
Дата публикации: 31 Октября 2005 г.
Очень часто бухгалтерскую реформу в России связывают лишь с переходом на МСФО (IFRS). Cуть ее, однако, гораздо шире. Хотя бы в том, чтобы, прежде всего, изменить саму систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Ее ныне действующий вариант неудовлетворителен хотя бы потому, что ориентирован исключительно на защиту интересов бюрократии.
А что же тогда инвесторы? Ведь это именно им и в первую очередь для принятия правильных решений нужна финансовая отчетность. Государство же по идее (то есть те же чиновники) должно быть заинтересовано лишь в том, чтобы эта отчетность была прозрачной и соответствовала реальной экономической ситуации в компаниях.
Именно поэтому в большинстве стран государство в большей или меньшей степени исключено из процесса создания стандартов финансовой отчетности и, сформировав инфраструктуру принятия решений, передает эти функции экспертному сообществу.
А как обстоят дела в России? – Прояснить ситуацию с такого рода отчетностью в экономике мы решили как бы с двух позиций – правительства в лице представителей Минэкономразвития и Госдумы , – обратившись к начальнику отдела отчетности предприятий Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анжеле КОТЛЯРОВОЙ и члену комитета Госдумы по налогам и бюджету, председателю правления фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) Андрею БУРЕНИНУ:
- Итак, как вы оцениваете все чаще высказываемые в последнее время мнения о необходимости существенного изменения системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, якобы необходимого для облегчения инвесторам принятия конкретных решений?
Андрей Буренин: – С постановкой проблемы согласен, коль скоро с этим согласна и… сама система регулирования. Для этого достаточного прочитать принятую 1 июля прошлого года разработанную Минфином РФ «Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2008 гг.), где, в частности, говорится, «о ее (системы) неудовлетворительной работе».
Как же ее реформировать? – Сегодня это, наверное, – самый сложный из всех вопросов, предъявляемых для решения проводящейся ныне административной реформе. И исходить здесь надо, прежде всего, из того, что ныне действующая система сама по себе не в состоянии вырабатывать правильных действий на сей счет.
Пример: на сегодняшний день в рамках одного ведомства – Министерства финансов РФ – одновременно сконцентрированы и налоговые (так называемая фискальная составляющая), и инвестиционные вопросы (в виде того же бухгалтерского учета и финансовой отчетности так называемых хозяйствующих субъектов).
Такой «симбиоз интересов» способствует серьезным нарушениям, происходящим в системе отчетности, отданной, по сути дела, на откуп банальной логике сбора налогов. И мы не достигнем качественного уровня отчетности, не реформировав саму эту систему: в частности, функции регулирования бухгалтерского учета должны лежать на любом другом ведомстве, но только не на том, которое во главу угла своей работы – по тем или иным объективным причинам - ставит фискальную деятельность. Такими «регуляторами», к примеру, сейчас мог бы стать Минэкономразвития, а в перспективе – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).
Есть и еще один, не менее важный момент: его суть в серьезной переоценке роли государства в сфере бухучета и финансовой отчетности. Понятно, что нынешние избыточные регулирующие функции последнего – это наследие старых времен, когда никаких инвесторов, кроме самого государства, и в помине не было, и оно само себя и регулировало, и контролировало.
Cейчас же, когда инвестиционный процесс стал, с одной стороны, процессом взаимоотношений собственника, не относящегося в большинстве случаев к каким-либо государственным структурам, и – с другой&nbs
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU