Александр Журавский: «Мы – тот редкий случай, когда компания действительно платит все налоги»
Печать
Источник: Двойная запись
Дата публикации: 16 Августа 2005 г.
ОАО «Шатура» не только платит все налоги, но и является одним из самых успешных предприятий отечественной мебельной промышленности. В чем секрет – рассказывает финансовый директор компании Александр Журавский.
- Что представляет собой организационно самый известный российский производитель мебели?
- Компания структурирована как холдинг внутреннего типа в рамках одного юридического лица – ОАО «Шатура». Свои подразделения мы называем бизнес-единицами и выделяем следующие. Производственная компания «Шатура-мебель», расположенная в городе Шатура Московской области, выдает основной объем продукции ОАО «Шатура», производит мебель как для торговой компании «Шатура» (другой бизнес-единицы и нашего локомотива по продаже мебели и предметов интерьера), так и на сторону. «Шатура-плиты», расположенная также в Шатуре, занимается производством древесно-стружечных плит и их ламинированием. В «Шатура-сервисы» выведены наши вспомогательные службы (инженерное обеспечение и пр.). Ну, и завершает список «Европейская мебельная компания» («ЕМК»), расположенная в Балаково Саратовской области, которая была приобретена «Шатурой» в процедуре банкротства и также производит мебель.
- Почему именно внутренний холдинг? Не было желания сделать отдельные юрлица?
- Не было, потому что российский учет не позволяет нормально провести консолидацию. Так, например, западные системы учета разрешают зачитывать прибыли и убытки внутри группы компаний, например уменьшать прибыль холдинга на убытки одной из «дочек», а российские правила это запрещают. А ведь всем известно, что развитие новых направлений бизнеса, запуск нового производства сразу доходов не приносит: нужен срок, чтобы выйти хотя бы на точку безубыточности. Когда же все происходит в рамках одного юрлица, прибыли-убытки так и сяк сидят внутри. Более или менее обособленно у нас существует только «ЕМК» по причинам историческим и из-за территориальной обособленности. Она не сдает отдельный баланс, но полностью сворачивает свои счета.
- Выходит, у вас и бухучет построен централизованно?
- Да, наша служба бухгалтерского учета ведет сводный учет по всей компании и отдельный по каждой бизнес-единице, кроме «ЕМК» (у нее собственная бухгалтерия, но подчиняется она, опять же, центральной службе).
- Территориально центральная бухгалтерия где расположена?
- Исторически в Шатуре, с нее же все начиналось. Административно же вся бухгалтерия и финансы заведены в управляющую компанию ОАО «Шатура», в нее же входят службы IT, персонала, корпоративного управления.
- А в чем разница между бухгалтерией и финансами?
- Бухгалтерия «фотографирует» то, что случилось. Финансы – это бюджетирование и управленческий учет (то есть планирование и анализ) и казначейство (то есть кредиты и платежи). Финансовая служба подчиняется мне. Бухгалтерия – главному бухгалтеру, а тот административно – генеральному директору, а функционально – мне. По каждой бизнес-единице у главбуха есть заместитель.
- Много у вас людей задействовано в финансовой службе по сравнению с бухгалтерией?
- Несравнимо меньше: семь-восемь человек против 60 в бухгалтерии.
- Действительно, несравнимо
- Да, но оно и понятно: управленческий учет не фиксирует факты, а анализирует данные, собранные бухгалтерией.
- То есть у вас управленческий учет построен на данных РСБУ? И это при том, что вы составляете отчетность и по международным стандартам?
- Дело в том, что международную отчетность мы составляем пока только годовую, для оперативного учета это недостаточная периодичность. Поэтому используем данные российского учета с определенными корректировками, например, в части основных средств. Все это вкупе у нас называется учет по GAAP, но не американскому GAAP, а в соответствии с нашей собственной методологией на е
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU