Источник: Профиль
Дата публикации: 14 Июля 2005 г.
Работа налоговым консультантом сегодня перестает быть столь же заманчивой, как десять-двадцать лет назад, и в России, и в США, и в Европе. Финансовый контроль по всему миру ужесточается. Но это не означает начала войны государств против бизнеса, как поспешили воскликнуть некоторые аналитики в России, США и Европе
B компании Ernst & Young — одной из четырех глобальных аудиторских фирм — не удивляются, что работники налоговых департаментов многих корпораций потеряли сон. «Ведь в некоторых странах даже простые ошибки могут привести к уголовному наказанию (например, в Польше)», — говорится в европейском налоговом обозрении, сделанном по результатам опросов руководителей налоговых департаментов. Авторы исследования зафиксировали радикальные изменения в настроениях корпоративных налоговиков по сравнению с 2002 годом (когда было проведено предыдущее исследование). Они назвали эти изменения «сейсмическим сдвигом», что в переводе на обычный русский язык означает землетрясение. Землю под бизнесом и простыми налогоплательщиками начали трясти государства, пытаясь увеличить законную долю доходов. В результате на смену термину «налоговая оптимизация и налоговое планирование» приходит сочетание «управление рисками», обычно используемое в названиях фирм, оказытингом, чем работать на рынке налогового консалтинга», — сетует Сергей Пархоменко, экс-гендиректор налоговой компании «Патера».
- Налоговый провал
«Все дело в том, что в 90-е годы прошлого века на мировую экономику пролился денежный дождь, — поясняет нам новую ситуацию Петр Медведев, партнер и руководитель налоговой практики в СНГ компании Ernst & Young. — И в этих условиях правительства не слишком интересовались, какую долю прибылей бизнес перечисляет в бюджет — общего объема поступлений вполне хватало».
Сегодня ситуация изменилась, и государства начали разбираться с тем, какую часть доходов компаний получают бюджеты. Результаты разбирательств подтвердили худшие опасения. По данным специального обследования, проведенного налоговой службой США, граждане Штатов недоплачивают в казну более $300 млрд. (около 15% подоходных налогов). Корпорации — около $30 млрд. По данным Счетной палаты США, в период с 1996 по 2001 год более 60% американских корпораций вообще не платили федеральных налогов. По расчетам экспертов — критиков нынешнего порядка, если бы американские корпорации исправно заплатили бы причитающиеся по закону 35% прибыли, сумма их платежей увеличилась бы почти в три раза (в 2002 году со $136 млрд. до $308 млрд.). Государство было вынуждено пойти войной на «зарвавшийся» бизнес.
- Незаконные сыновья босса
О том, как идет и как ведется эта война, лучше всего показывает «сражение» под названием «Сын босса». История началась в 1999 году, когда два партнера из аудиторской компании KPMG учредили в Сан-Франциско фирму Presidio. Они вышли на рынок с инновационной услугой: обеспеченным господам предлагалось поучаствовать в сложных финансовых инвестициях с полной гарантией потери всех инвестированных средств. Предложение оказалось востребованным, и очень скоро число желающих разориться перевалило за тысячу (среди них оказались многие известные в США люди). Была создана сеть из 69 партнерств. Вся операция получила название Son of Boss («сын босса»). Суть стратегии состояла, конечно же, не в полной, а лишь «частичной» потере вложенных средств. В том смысле, что для налоговой службы США средства терялись навсегда, а для их владельцев — лишь на очень короткое время. Суммы налоговых «потерь» (то есть сэкономленных средств), как правило, исчислялись несколькими десятками миллионов долларов в расчете на одного участника, но иногда достигали внушительных $500 млн. По оценкам налоговой службы, общая сумма неуплаченных налогов превысила $6 млрд. KPMG, по данным сената США, за организаторские способности получила в виде комиссионных около $100 млн.
Операция<
Автор: Выхухолева Екатерина, Тихонов Алексей
Теги: Ernst & Young Presidio налоговым консультантом Сын боссаКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU