Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 8 Июля 2005 г.
7 июля Фонд НСФО провел круглый стол по обсуждению проекта ФЗ «О регулировании бухгалтерского учета и отчетности». На данный момент в рамках реформы бухгалтерского учета в России разрабатываются 2 законопроекта: один подготовлен Фондом НСФО, второй подготовлен Институтом Профессиональных Бухгалтеров России (ИПБР). Основное различие в подходах к законотворчеству между Фондом НСФО и ИПБР в самом определении объекта Закона. В Фонде НСФО – это процесс регулирования учета и отчетности, в ИПБР – методические особенности учета и отчетности.
Основная цель реформы системы российского учета и отчетности заявлена благая: «..создание независимого профессионального негосударственного органа регулирования, решения которого после одобрения уполномоченным государственным органом получат силу нормативно-правового акта. Так же в законе указано о конкретных сроках перехода на МСФО и право компаний, которые составляют отчетность по МСФО не составлять отчетность по Национальным стандартам.»
Однако, мнения участников Круглого стола выявили значительное количество открытых вопросов.
Мнения участников рынка
Закон должен быть об объекте регулирования учета и отчетности. Методология и техника ведения учета и составления отчетности должна быть прописана в подзаконных актах. Должна быть сформирована структура закона и подзаконных актов.
По распоряжению МинФина в недавнем прошлом убрали кодовую зону из официальной формы бухгалтерской отчетности. На данный момент представители гос. статистической службы РФ настаивают на внедрении форм отчетности, согласованных с этой службой.
Предполагается, что после принятия Закона любой заинтересованный пользователь за небольшую сумму сможем получить в свое распоряжение копию отчетности любой компании, которая есть в архиве гос. статистики. На данный момент в этом архиве хранится отчетность с 1996 года по 750.000-ам хозяйствующих субъектов
Нужна среда, в которой может результативно работать профессиональный экспертный совет. Сейчас есть много разрозненных экспертов из различных областей, которые обладают полезным и интересным опытом. Однако, нет четкого инструментария сбора воедино, обоснования и защиты этих мнений.
ЦБ обязал участников банковского рынка проводить аудит отчетности по МСФО. Логично, что аудит международной отчетности должен проходить по международным стандартам аудита (МСА). А какое количество аудиторов сейчас имеет аттестат и реальные знания по МСА? На данный момент не существует систематизированной подготовки бухгалтеров и аудиторов.
Поднимались вопросы о статусе отчетности по US GAAP – планируется ли приравнивать компании, сдающие отчетность по американским стандартам к компаниям, формирующим отчетность по МСФО?, о налоговом сепаратизме и политической подоплеке внедрения МСФО.