Источник: Двойная запись
Дата публикации: 1 Июля 2005 г.
Виталий Палий: «Сегодня менеджер, который не знает финансов, такой же менеджер, как я, извините, священник церкви в Ковентри»
16 мая был обнародован вариант проекта закона о бухучете, разработанный фондом НСФО под руководством Виталия Палия, д.э.н., профессора, зампредседателя Методологического совета по бухгалтерскому учету Минфина России, члена экспертного совета НСФО.
- Виталий Федорович, зачем понадобилось срочно переделывать закон о бухучете? Чем плох тот, что действует сейчас?
- Он принят почти 10 лет назад. За время, прошедшее с тех пор, страна перешла в другую эпоху. Давайте вспомним, что было в 1996 году, когда принимался нынешний закон о бухучете, и сравним с тем, что есть сейчас. Тогда мы семимильными шагами шли к дефолту 1998 года. Теперь у нас стабильные экономика, бюджет, законодательство. Тогда было несколько глав Гражданского кодекса, теперь мы имеем полный ГК РФ. Тогда о Налоговом кодексе речи не было, теперь целых две части в наличии. И так далее. Всякий закон должен соответствовать времени, в котором работает. А значит, закон о бухучете переделывать нужно. Кроме того, сейчас мы подошли к рубежу, когда можно и нужно активно применять международные стандарты. В действующем законе, равно как и в других правовых актах, о них ни слова. То есть МСФО сейчас фактически находятся вне российского правового поля.
Есть и другие моменты, свидетельствующие о необходимости переделки. Например, вопросы гражданского общества: насколько государство может вмешиваться в бухгалтерский учет, который ведется на частном предприятии? Так сказать, управлять предпринимательской деятельностью? Я предприниматель: что хочу, то и делаю. Учет – мое личное внутреннее дело. Другой вопрос – отчетность.
- Почему «другой»?
- Потому что публичная бухгалтерская отчетность рассчитана на внешних пользователей, и они не могут диктовать составителю отчетности, какую информацию хотят получить. Поэтому закон и должен стоять на защите этих вот бесправных пользователей, сказать составителю отчетности: ты должен делать то-то и то-то, так-то и так-то. Вообще, закон должен изменить свою сущностную характеристику: не только о бухгалтерском учете, но также, и это главное, о финансовой отчетности. Именно ее должно регулировать государство. Отчетность – это результат. Главное, чтобы он был правдивым и понятным пользователям. Как этого достичь – второй вопрос.
- Я слышала, что проект, разработанный вами, не единственный…
- Да, есть еще один, разработанный Институтом профессиональных бухгалтеров России. Сейчас имеется две точки зрения о том, каким должен быть новый закон. Фонд НСФО считает, что в нем основное внимание должно быть уделено вопросам регулирования учета и отчетности, а технические и методологические детали должны быть зафиксированы в подзаконных актах. ИПБР рассматривает вопрос более широко. Считает нужным включить туда не только регулирование, но и его предмет: как нужно вести учет, составлять отчетность, какие требования должны предъявляться к главному бухгалтеру и т.п. Эти два проекта рано или поздно встретятся, и нужно будет найти компромисс между ними. Я этот компромисс вижу, но уверен, что главным вопросом закона должен быть именно вопрос регулирования.
- А что это вдруг сразу две достаточно серьезных организации ринулись писать новый закон? Был заказ из Минфина?
- Причем тут Минфин? Он не обладает законодательной инициативой.
- Но не просто же так вы стали его писать?
- Конечно, нет. Так сложились обстоятельства. Это веление времени. Летом прошлого года Минфин принял среднесрочную концепцию развития учета и отчетности, где роли профессиональной общественности в за
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU