Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 28 Июня 2005 г.
Материал создан по данным статьи «Международные стандарты банковской жизни», опубликованной в газете «Бизнес» 21/06/2005 г. http://www.b-online.ru/
Необходимость внедрения МСФО в банках
Требование МСФО было введено в связи с грядущим присоединением России к ВТО. Еще одной из основных задач ЦБ было снижение объема серых денежных потоков. Однако, с помощью МСФО (IFRS) хорошо спланированные операции все равно отследить невозможно.
Дополнительной пользы переход на МСФО банкам не принесет. «Для тех, кому отчетность по МСФО не нужна по характеру их контактов, это просто потеря сил, времени и денег.
Те банки, которые работают с иностранными инвесторами, самостоятельно составляли отчетность по МСФО задолго до появления обязательного требования ЦБ.
Российским банкам отчетность по МСФО необходима, в частности, для привлечения инвесторов и для работы на межбанковском рынке.
Международная отчетность может быть интересна крупным клиентам банка. МСФО (IFRS) все чаще учитывается инвесторами и собственниками при принятии решений. «Не менее важна МСФО для акционеров и кредиторов, не контролирующих банк. Отчетность по МСФО может использоваться ими при принятии решений о кредитовании, о внесении крупных депозитов»
Дополнительные затраты при переводе отчетности на МСФО
Час работы аудитора из компаний «Big Four» стоит от $100 до $600. Работа с одним средним банком занимает от недели до месяца. «Если нужна действительно реальная отчетность по МСФО, приглашают хорошую команду, из „большой четверки” или других компаний высокого уровня. Если нужно формально выполнить требования ЦБ, приглашают дешевых аудиторов»
Отчетность, которая базируется на информации, полученной в РСБУ,- нонсенс. Чтобы она была полностью достоверной, необходимо заново провести весь учет, вплоть до отдельных операций. Любая, даже очень тщательная трансформация все равно не даст стопроцентно верный отчет по МСФО.
Стоимость перехода на МСФО включает покупку или разработку программного обеспечения, переподготовку сотрудников и аудит отчетности. В зависимости от величины банка и сложности его структуры расходы могут варьироваться от десятков тысяч до нескольких миллионов долларов. Только программное обеспечение обойдется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.
Переподготовка специалистов может стоить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов на сотрудника. Стоимость аудита будет зависеть от количества и сложности операций банка. Процесс первоначальной трансформации РСБУ в МСФО также довольно дорог. Альтернативный метод – ведение параллельного учета по российской и международной системам – приводит, к еще большим затратам, поскольку каждую операцию приходится учитывать дважды.
Кому выгоден массовый переход на МСФО? Аудиторы… ЦБ
Аудиторы говорят, что обязательный переход банков на МСФО – только начало проблемы. «Когда у нас начнется обязательный переход на МСФО не только банков, но и компаний из других отраслей, у многих возникнут серьезные сложности» предприятия вед