Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 5 Апреля 2005 г.

Компании, обслуживающиеся у консультанта на долговременной основе, могут рассчитывать на заключение так называемого абонентского договора. Имея такой договор с консультантом, клиент может связываться с ним по любым заранее оговоренным вопросам своей деятельности, а платит при этом раз в месяц строго обозначенную в договоре сумму.
Чаще всего по такой схеме обслуживаются компании, нуждающиеся в консультантах для ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, те, чей бизнес связан с внешнеэкономической деятельностью, сложным промышленным производством, или те, кому требуется объединить несколько различных предприятий в единый холдинг. Потребность в постоянной помощи консультанта может возникнуть и у компании, новый проект которой не совпадает с основной деятельностью, а также в период после внедрения новых информационных или управленческих систем.
Стандартный срок абонемента – не менее года. В некоторых случаях при этом консультанты соглашаются поставить клиента на абонентское обслуживание, только поработав с ним несколько месяцев по классической схеме «вопрос-ответ», когда счет выставляется за решение каждой конкретной задачи исходя из количества затраченных консалтинговой компанией человекочасов.
 
Проблемы на вынос
Подходы консультантов к заключению договоров абонентского обслуживания могут существенно различаться. Первый заместитель генерального директора компании «Универс-аудит» Дмитрий Лимаренко: «В нашей компании договор абонентского обслуживания на постоянной основе является более технологичной формой консультационного сопровождения клиента. Абонентское консультирование мы предлагаем уже на первом этапе общения с потенциальным клиентом. Стоимость такой услуги различна и зависит от вида деятельности компании, количества запросов и тематики обращений к нам, она может составлять от $100 до $2 тыс. в месяц. Если же количество фактических запросов клиента будет значительно превышать заранее оговоренное число, мы вправе поднять вопрос об увеличении ежемесячного платежа. Правда, по подобным вопросам мы обычно быстро достигаем взаимопонимания с клиентами».
По словам Натальи Мочуловской, заместителя директора по федеральным проектам петербургского Института проблем предпринимательства (ИПП), «абонементное обслуживание предполагает более высокую степень ответственности, нежели разовые услуги. Аудит, например, требует высокой квалификации специалистов, качества выполнения работы, однако ответственность консультанта заканчивается вместе с выдачей аудиторского заключения. Клиент же на абонементе делит ответственность за работу своей компании с консультантом, советуется с ним по текущей деятельности. Любой просчет в работе будет грозить сложностями в первую очередь самому консультанту. При этом, чтобы услуга была рентабельна для обеих сторон, и заказчик, и консультант должны иметь не только желание, но и возможность работать в таком режиме. В ИПП есть примеры удачного, взаимовыгодного сотрудничества с клиентами более десяти лет».
Как рассказывают участники рынка консалтинговых услуг, чаще всего потребность в ежемесячном консалтинговом обслуживании возникает на предприятии после окончания крупного совместного проекта — например, после внедрения новой системы бюджетирования. Если кадровый потенциал клиента не позволяет правильно и быстро систематизировать и анализировать полученные данные, у него возникает потребность в аутсорсинге аналитических функций. «В этом случае заключается договор на текущее сопровождение, в рамках которого клиент получает аналитические материалы для принятия решений в своей системе управления,- говорит руководитель управления организационного и управленческого консультирования АКГ »РСМ Топ-Аудит" Александр Ковал

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru