В жизни не меняется ничего, кроме бухгалтеров!

print
Печать

Источник: Учет Налоги и Право

Дата публикации: 5 Апреля 2005 г.

Современное состояние учета требует от бухгалтеров постоянной учебы, повышения квалификации. Меняется ли профессиональный портрет петербургского бухгалтера со временем? Какой он, современный бухгалтер? Что ждет его в будущем? Эти и другие вопросы мы задали историку бухгалтерского учета, потомственному петербургскому бухгалтеру, автору многочисленных книг и статей по бухгалтерии, заведующему кафедрой статистики, учёта и аудита СПбГУ, доктору экономических наук, профессору Ярославу Соколову.

– Нам стало известно, что уже в четвертом поколении члены вашей семьи становятся бухгалтерами. Расскажите, пожалуйста, историю этой семейной традиции.

– Мой прадед – шорник, происходил из старообрядцев, делал сбруи для лошадей и очень хотел, чтобы его сын сделал лучшую карьеру. А быть бухгалтером для человека того времени была уже невиданно счастливая карьера. Правда, мой дед больше всего любил петь в церковном хоре и играть в шашки. Но стал бухгалтером. И, надо сказать, это не было ему в тягость.

Мой отец хотел быть ветеринаром. Но началась первая мировая война. В армию его не взяли – посчитали не годным к строевой службе. Надо было куда-то устраиваться. Так он тоже стал бухгалтером. Но отец действительно влюбился в это дело и всегда вдалбливал мне, что и я должен быть бухгалтером. Я этому сопротивлялся как мог, мечтая быть архитектором. Но время тогда было голодное – пятьдесят второй год. И в этих условиях отец сказал: имей всегда профессию, которая тебе обеспечит кусок хлеба при всех перипетиях жизни, закончи бухгалтерское отделение техникума. И когда заговорили о хлебе насущном, я предпочел пойти в техникум. Тогда это был весомый аргумент! Надо сказать, мне понравилось. Потому что там было всего два мальчика, а все остальные – девочки. Этот аргумент тоже подействовал.

Наконец, мой сын продолжил династию. Он работает аудитором. Теперь у меня растут трое внуков. И моя задача – пустить их по бухгалтерской стезе.

– Вы не жалеете, что стали бухгалтером?

– Я хоть и не так фанатично как отец, но все же сильно люблю бухгалтерию. И если бы жизнь моя начиналась снова, я бы тоже стал бухгалтером. Мой дед и отец были бухгалтерами настоящими, то есть практиками.

Я, конечно, напоминаю адмирала швейцарского флота, потому что одно дело – работать, а другое – учить. Есть такая народная мудрость: тот, кто может – тот работает, а тот, кто не может работать, учит, как правильно работать. Я, очевидно, принадлежу к этой категории.

– Почему же вы решили уйти в теорию?

– Я довольно долго не любил бухгалтерию. Учение меня особенно не вдохновляло – все сводилось к технологии: поступили товары… дебет – товары, кредит – поставщики… Никакого смысла за этими действиями я не ощущал. И только уже учась в институте прочел книгу Ивана Николаева «Проблемы реальности баланса». Тогда я понял, что это не просто процедуры, когда по колонкам записывают те или иные числа и щелкают на счетах косточками, а глубочайшая человеческая проблема. Без балансов, которые люди составляют и анализируют, им не сделать шаг вперед. С этой минуты во мне проснулась профессиональная гордость, и я стал заниматься тем, что составляет суть бухгалтерии. Ведь практики все равно делают то, что когда-то придумали теоретики.

– Вы написали несколько замечательных книг по истории петербургского бухгалтерского учета. А что влечет вас к историческим истокам?

– Я историческую значимость бухгалтерии осознал довольно быстро. Однажды, будучи аспирантом, я подошел к своему руководителю, профессору Мезенцеву и спросил: «Павел Венедиктович! А вы знаете, раньше вот векселя выписывали… А какие проводки делали?» Он мне сказал: «Это было и прошло. Забудь. Старье!». И я вроде бы ему поверил. Но сейчас люди, которые знали это старое дело, востребованы и большие деньги зарабатывают! Потому что ничего не меняется. Сейчас книги по бухгалтерии конца девятнадцато

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru