Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 4 апреля 2005 г.

Вопрос, сколько это стоит, сопровождает едва ли не каждый шаг в бизнесе. И аудиторско-консалтинговые компании зачастую занимаются именно оценкой стоимости бизнеса и определением конкурентоспособности компаний. С тем же, сколько должны стоить услуги самих аудиторов, решил разобраться корреспондент «Денег» Виталий Буза.

Будь лучшим
По словам руководителя одной из российских аудиторских фирм, всем российским аудиторам в ближайшее время «наступит конец», а «весь рынок сожрет »большая четверка«. »Лет десять назад я ездил по стране и пытался убеждать людей, что нельзя так низко себя ценить, что демпинг – это плохо, но меня никто не слушал,- говорит он.- Особенно мне запомнилась одна дама в рваных чулках. Она громче всех в зале кричала, что не демпингует, а дает реальную цену, за которую ее согласны нанять. Правильно, а если бы она еще и приплачивала сама, то ее еще больше были бы согласны нанять. Вот поэтому она и в рваных чулках. И все мы скоро без штанов останемся. Потому что демпингом уронили рынок ниже себестоимости, потеряли репутацию, работая аудиторской печатью, как колотушкой, направо и налево, и выправить ситуацию уже невозможно. Как говорится, надо было беречь честь смолоду. Репутация – единственный актив аудитора, и российские аудиторы его потеряли окончательно. У мировых же аудиторов – не будем всуе поминать компанию Andersen, там была вина все-таки не компании, а одного отдельно взятого исполнителя, от чего не застрахован никто – она есть. Они, если видят, что дело дрянь, за работу не берутся. Наши же хватаются за все что ни попадя и работают едва ли не в убыток, лишь бы на кусок хлеба хватило. Вот и сформировали о себе соответствующее мнение, а теперь плачут: денег нет, и никто платить не хочет. Правильно: зачем дуракам платить, они и так работать будут«.
Даже если в этом пассаже и есть некая доля преувеличения и конец света для отечественных аудиторов наступит не завтра, а чуть позже, доля правды в этих словах тоже есть. Компании »большой четверки«, по некоторым оценкам, контролируют 70% российского рынка аудита, их выручка только на российском рынке в разы превышает выручку крупнейших российских компаний, а их расценки на услуги несопоставимы с ценами российских аудиторов.
Так, по оценкам западных аудиторов, средняя почасовая ставка налогового партнера в компании »большой четверки" составляет $600-675, аудиторского партнера – $600, налогового директора – $600, налогового старшего менеджера – $475-525, аудиторского менеджера – $400, налогового менеджера – $375-425. Здесь, конечно, следует иметь в виду, что данные специалисты могут быть заняты не на всем проекте, а лишь в его части, но все равно российского аудитора-консультанта, который берет, бывает, и меньше $20 за час, эти цифры не могут не впечатлить.

Будь в цене
Из каких же основных факторов и как складывается стоимость аудита? Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение затрат в формировании его цены. При этом надо сказать, что мнения опрошенных «Деньгами» аудиторов-консультантов не всегда в точности совпадают, а иногда и противоречат друг другу, но это только лишний раз подчеркивает многообразие возникающих вариантов в ценообразовании на аудиторском рынке.
Тони Антониу, партнер, руководитель отдела по предоставлению услуг промышленным, торговым и телекоммуникационным предприятиям PricewaterhouseCoopers: "Обычно стоимость аудита определяется до начала работы. Однако мы не называем цены просто так, мимоходом, не посылаем эту информацию по почте или факсом и не размещаем прайс-листы на сайте в интернете. Когда мы называем цену, мы основываемся на глубоком анализе и можем разумно обосновать стоимость услуг, которую обещаем не превышать. Для этого мы встречаемся с руководством и представителями компании, чтобы познакомиться и понять ее деятельность, структуру собственн

Автор: Виталий Буза

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru