Зачем московским коммерсантам «европейские» балансы

print
Печать

Источник: Московский бухгалтер

Дата публикации: 9 Февраля 2005 г.

Не секрет, что отчетность свою малые предприятия готовят главным образом для того, чтобы показывать проверяющим. А замаячившие на горизонте международные стандарты финансовой отчетности на контролеров, как на пользователей этой отчетности, не нацелены. Тогда зачем нужны эти стандарты маленьким фирмам?

То ли из-за многочисленности событий последних месяцев, посвященных МСФО, то ли вследствие обычной нашей склонности ко всему глобальному, но как-то сформировался и держится в бухгалтерских умах миф, спровоцированный, кстати, некоторыми СМИ. Дескать, вопреки установленным Минфином датам, международные стандарты финансовой отчетности вот-вот возьмут да и введут для всех поголовно предприятий. Причем для столичных – в первую очередь. А между тем факты говорят об обратном.

Ни позиция Минфина, отраженная в официальных документах, ни мнения европейских специалистов из Комитета по МСФО не свидетельствуют о быстром и тотальном переходе к новым стандартам. В комитете сейчас заняты разработкой специальных стандартов для таких предприятий и к июню собираются подготовить проект.

Планы Минфина

Последним по времени крупным шагом Минфина на пути к реформированию бухгалтерского учета был «План…» действий по развитию бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране (утвержден приказом от 16 сентября 2004 г. № 263). В нем по этапам и срокам расписан план действий из вышедшей ранее «Концепции развития бухгалтерского учета … на среднесрочную перспективу» (одобрена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. № 180).

В концепции Минфина прямо сказано, что отчетность юридических лиц, так называемая индивидуальная бухгалтерская отчетность, и в дальнейшем будет составляться по российским стандартам. «Наш» путь к МСФО состоит в том, что со временем эти стандарты приблизят к международным. Но это произойдет не сразу. На языке финансовых работников это называется постепенной адаптацией МСФО к российским правилам учета.

Финансовые госслужащие в своих документах не обошли вниманием и некоторые важные нюансы. Например, введение упрощенной бухгалтерской отчетности «для отдельных категорий» предприятий. А также сближение правил бухгалтерского и налогового учетов. Правда, сроки реализации этой «мечты» довольно размытые: 2005–2007 годы.

Все перечисленные перемены должны зиждиться на новой редакции Закона «О бухгалтерском учете», который по планам Минфина будет принят в этом году. Затем специалисты главного финансового ведомства немедля начнут готовить проект постановления правительства. Оно определит общие принципы бухгалтерского учета в стране. Понятно, что до принятия закона и постановления ввести МСФО в отдельно взятой Москве не сможет никто. Причем правового статуса нет пока не только у самих стандартов.

Пока обсуждается вопрос, кто вообще должен заниматься регулированием учета и отчетности в стране. Одни специалисты считают, что надо отдать эту сферу полностью на откуп бизнесу и профессиональному сообществу. Другие придерживаются мнения о том, что регулирование отчетности – функция государства. Роль же профессионального сообщества сводится лишь к участию.

Но вернемся к малым предприятиям. Для того чтобы понять их место в реформе, посмотрим, каково оно с точки зрения Минфина.

Первые на очереди

В целом российский бизнес представляется финансовым госслужащим в виде трех ипостасей.

Прежде всего, это общественно значимые предприятия, составляющие консолидированную отчетность. Под этим многозначительным названием понимаются два вида компаний: открытые акционерные общества, в которые входят несколько отдельных предприятий и финансовые учреждения, оказывающие услуги фирмам и гражданам (банки прежде всего). Их объединяет общий признак – большое число заинтересованных лиц, прямо не участвующих в управлении этими компаниями, и потому нуждающихся в качественной информации о том, что там происходит. О них – значит, о мелких акционерах и простых в

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru