Прозрачность компании: выгодно или себе дороже?

print
Печать

Источник: Профиль

Дата публикации: 31 Января 2005 г.

В глазах иностранных инвесторов корпоративное управление — индикатор, на который они реагируют подчас оперативнее, чем на улучшение макроэкономических показателей. Поэтому неудивительно, что многие российские компании, проводя road show на Западе, делают акцент именно на теме корпоративного управления.

Корпоративное управление в России и на Западе развивается по-разному. Если, например, в США и Западной Европе в свете недавних громких корпоративных скандалов происходит переоценка устоявшихся ценностей, то в России бизнес-сообщество лишь формирует для себя базовые установки. В российских компаниях наблюдается рост расходов на совершенствование системы корпоративного управления. Но каждая компания по-разному понимает его значение. Для одних это необходимое условие интеграции в глобальную экономику, для других — не более чем разновидность корпоративного PR.

Для компаний, работающих в режиме жесткой конкуренции, например в телекоммуникационной отрасли, отлаженная система корпоративного управления служит очевидным конкурентным преимуществом. Ведь солидные западные банки условиями предоставления крупных кредитов ставят принятие кодекса корпоративного поведения, повышение роли советов директоров, создание при них специализированных комитетов, переход на МСФО. Поэтому закономерно, что передовой по российским меркам практики корпоративного управления придерживаются активные заемщики средств на внешних рынках, а также компании с ощутимым присутствием иностранного капитала (к примеру, ТНК-ВР или «ВымпелКом»). Стимулом к повышению корпоративных стандартов остается также получение листинга на Нью-Йоркской или Лондонской фондовых биржах.

Больше внимания к проблематике корпоративного управления стало проявлять банковское сообщество, для которого эта тема прежде не была приоритетной. В марте 2004 года МДМ-Банк первым из российских финансовых институтов получил рейтинг корпоративного управления агентства Standard & Poor’s. По данным Ассоциации региональных банков России, кредитные организации проявляют наибольший интерес к таким аспектам, как процедуры внутреннего контроля, распределение функций в рамках организационной структуры, обеспечение интересов вкладчиков.

В ведущих российских компаниях возрастает роль советов директоров. Идет совершенствование их внутренней структуры путем создания специализированных комитетов — по аудиту, кадрам и вознаграждениям, стратегическому планированию, отношениям с инвесторами и акционерами. На протяжении 2004 года они появились в АФК «Система», «Татнефти», корпорации «Иркут». Правда, наряду с эффективно действующими советами директоров в ряде фирм их роль четко не определена. Подчас они носят чисто декоративные функции.

В советах директоров не только крупных, но и ряда средних компаний продолжает увеличиваться представительство независимых директоров. В декабре Минэкономразвития выступило с инициативой об избрании независимых членов советов директоров в ряде компаний с госучастием. В идеале они призваны обеспечивать интересы разных групп акционеров, беспристрастно оценивать состояние дел в компании, брать на себя смелость высказывать точку зрения, идущую вразрез с позицией менеджмента или бенефициарных владельцев. В последнее время они появились в МТС, группе «Мечел», компании «МегаФон». Независимые составляют большинство в совете директоров компании «Вимм-Билль-Данн».

В мае 2004 года впервые в России председателем совета директоров концерна «Калина» был избран независимый директор — голландец Й. Фрейман.

Зарубежные эксперты отмечают также некоторое повышение уровня прозрачности российского бизнеса. По данным Standard & Poor’s, индекс транспарентности российских компаний за год вырос с 40% до 46%. В последние годы «тройку» лидеров в этой номинации составляют «Ростелеком», «Вимм-Билль-Данн» и МТС.

В 2003—2004 годах информацию о своих бенефициарных собственниках раскрыли «ЛУКОЙЛ», «Норникель», АФК «Система», «Вимм-Билль

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru