Источник: Деловой Петербург
Дата публикации: 15 Декабря 2004 г.
Алексей Иванов стал первым российским партнером компании PricewaterhouseCoopers в Петербурге. Он не боится ни российских конкурентов, ни глобального аудиторского кризиса. Более того, он уверен, что никакого кризиса и нет.
- 15 лет назад PwC пришла в совершенно другую Россию. Бизнес был примерно такой: вагон тушенки из Владивостока отправляем в Брест, там меняем на туалетную бумагу, ее отправляем в Самарканд и меняем на дыни и т.д. С тех пор рынок сильно изменился, а насколько изменилось понимание вашей миссии в России? И как вы себя сейчас чувствуете?
- Хорошо (смеется). Особенности нашей работы обусловлены развитием экономики страны. Вначале было сложно, но ситуация постепенно улучшается. Во-первых, рынок стал регулируемым, появились «правила игры». Во-вторых, компании сами стали понимать, что крупные инвесторы неизбежно потребуют от них отчетности по международным стандартам и её проверку аудитором мирового уровня. Развитие России сонаправлено с мировым, но идет гораздо быстрее. Тот путь, который западные страны проделали за 100 -150 лет, мы преодолели за 10.
Миссия PwC осталась неизменной – повышать стоимость бизнеса наших клиентов. А вот сами клиенты и те задачи, которые они ставят перед нами, конечно, поменялись радикальным образом. Мы начинали в России с работы, в основном, с «дочками» крупных мировых компаний. А сейчас из 20 наших крупнейших клиентов больше половины – российские компании. 10 лет назад самой востребованной услугой был аудит, а сейчас на долю аудита в составе доходов PwC в России приходится чуть больше половины, а остальное – на налоговые, юридические и другие консалтинговые услуги.
Динамичнее всего развивается спрос на консалтинг. Это связано с теми новыми задачами, которые приходится решать нашим клиентам – по управлению рисками, повышению эффективности бизнеса, в области налогообложения. Бизнес активно реструктуризируется, возникают холдинги, растёт спрос на консультации по совершенствованию организационной, информационной, юридической структуры.
- Такая работа предполагает достаточно высокий уровень развития систем управления у ваших клиентов. Значит ли это, что их круг по прежнему ограничен «монстрами»?
- Клиенты стали более искушёнными. Они лучше представляют себе, на какие вопросы мы как консультанты должны ответить. И хотя среди наших клиентов – крупнейшие российские компании, в последнее время к нам всё чаще обращаются и предприятия среднего масштаба. Компании, которые были бы полностью удовлетворены своим нынешним положением – редкость. Все заинтересованы в развитии, и значит – в привлечении финансирования. Средние компании – не исключение, они покупают аудит и другие услуги для повышения инвестиционной привлекательности своего бизнеса.
- Но «малому-среднему» не нужна нью-йоркская биржа. Зачем ему международные стандарты и дорогостоящий консалтинг?
- Нынешняя система отчетности не дает полной информации владельцам и инвесторам. Бизнесу для развития нужно финансирование, а чтобы его получить, нужна прозрачность. И это не зависит от размера фирмы. Четкое представление о бизнесе позволит собственнику увидеть возможности для повышения его эффективности и стоимости, а инвестору – адекватно оценить риски и возможности, связанные с этим бизнесом. В качестве примера приведу такой: Киотский протокол, недавно ратифицированный Россией, предусматривает, что снижение воздействия предприятия на окружающую среду может стать для него дополнительным источником финансирования. Значит, станет востребованной оценка этого воздействия.
Если говорить о МСФО, то скоро они будут обязательны для всех компаний. Банки уже готовят отчётность по МСФО. Принят в первом чтении Закон о консолидированной отчётности, обязывающий публичные компании отчитываться по МСФО за 2004 год. Полный переход российских компаний на МСФО ожидается к 2010 году, и наиболее дальновидные компании заблаговременно готовятся к этому
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU