Источник: Российская бизнес-газета

Дата публикации: 2 Декабря 2004 г.

Область информационных технологий (ИТ) в банковской сфере формирует описание и управление бизнес-процессами, обеспечивает взаимодействие функциональных подразделений, отвечает за оптимальную реализацию операционной деятельности. Область ИТ становится связующим звеном не только для интеграции бизнес-приложений и систем, но и для сочетания различных методик поддержки бизнес-операций. В банках по сравнению с другими финансовыми институтами технология выделяется в самостоятельное направление в связи с наличием явно выраженной структурированной деятельности. Банк представляет собой в определенном смысле фабрику по предоставлению финансовых услуг.

В связи тенденцией усложнения банковской деятельности усложняются и обеспечивающие информационные системы. Объем программного обеспечения растет, и на определенном моменте его дальнейшее развитие собственными силами становится невыгодным. Все большее количество кредитных организаций переходит на покупные автоматизированные банковские системы (АБС).

Данные о применяемых АБС в первых 180 банках по величине активов показывают, что только 12 кредитных организаций используют собственные разработки или 7% от выше названного числа. Следующий достаточно интересный факт заключается в том, что количество банков, использующих российские программные продукты, составляет почти 83% из первых 180 кредитных учреждений. Если аппроксимировать данную статистику на все кредитные учреждения, то количество банков с покупным продуктом для обеспечения автоматизации банковской деятельности составит почти 99%, а 97% кредитных учреждений используют отечественные продукты.

Это означает, что в области банковской деятельности в России сложилась индустрия информационных технологий, ориентированных на ее поддержание и развитие. Такое системно значимое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

В связи с переходом на составление финансовой отчетности по МСФО у кредитных организаций появился целый ряд новых возможностей, позволяющих взглянуть на итоги их деятельности под другим углом зрения. Процесс подготовки отчетности по международным стандартам заключается не в формальном изменении форм представления отчетности, а затрагивает вопросы управления и принятия решений. Причем проблемы эти не всегда очевидны для менеджеров среднего и верхнего звена.

Как показал первый опыт, деятельности фирм – разработчиков АБС по созданию программных продуктов, позволяющих облегчить задачу перехода кредитных учреждений на составление отчетности по международным стандартам, у руководства ряда банков создается иллюзия, что можно не тратить силы на освоение новой области знаний. Исторически сложилось, что системы автоматизации развивались «от бухгалтерии», то есть информацию обеспечивали до той степени детализации, которая необходима для бухгалтерского учета. Поэтому некоторыми считается, что достаточно дождаться, когда Банк России разработает и опубликует очередные инструкции, в соответствии с которыми ИТ-фирмы проведут доработку ПО, а банковские подразделения бухгалтерского учета и отчетности составят новые формы отчетности с помощью новых программных комплексов. Ну, может быть, вырастет объем направляемых в Банк России бумаг.

Те руководители, которые думают подобным образом, допускают серьезную ошибку.

Международные стандарты финансовой отчетности носят не столько императивный, сколько принципиальный характер, т.е. они не являются аналогами инструкций Банка России, жестко регламентирующих, что и как надо делать. Методические рекомендации Банка России от 25.12.03 N 181-Т «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» в корне отличаются от других нормативных документов и актов ЦБ РФ. Их составные элементы, то есть таблица трансформации, промежуточные расчетные таблицы и набор необходимых корректировок отчетности, сформированной по российским правилам учета, представлены Банком России лишь в виде примера, а не алгоритма расче

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru