Источник: http://www.vremya.ru
Дата публикации: 11 Марта 2003 г.
До 1 апреля Минэкономразвития и Минфин должны разработать концепцию развития системы учета и отчетности на среднесрочную перспективу, предусматривающую перевод российской бухгалтерии на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Завтра (12/03/03) в МЭРТ пройдет открытое совещание, на котором все заинтересованные стороны, в том числе и общественные организации, расскажут о собственном видении этого процесса. О возможных путях перехода обозревателю газеты «Время новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказал глава департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития России Церен Церенов.
— Зачем вообще нужно менять бухгалтерию и переходить на международные стандарты?
— Сегодня речь уже не идет о том, переходить на международные стандарты финансовой отчетности или нет. Вопрос заключается лишь в том, как это сделать наиболее эффективно. Действующие сейчас стандарты удобны лишь для выполнения фискальных функций и не обеспечивают прозрачности компаний для акционеров и инвесторов, кстати, и для государства как собственника тоже. Из-за этого снижается инвестиционная привлекательность компаний. Кроме того, различия в национальной и мировой системах мешают интеграции России в мировую экономику, что особенно важно в свете намеченного вступления в ВТО.
Кстати, необходимо разделять понятия «бухгалтерский учет» и «финансовая отчетность».
Учет – это отражение в бухгалтерии всех хозяйственных операций, а отчетность — это сводные данные за определенный период времени.
— Как, по мнению МЭРТ, должен осуществляться этот переход?
— Мы предлагаем вариант постепенной либерализации государственного регулирования системы бухучета. Особенно важно привлекать профессиональное сообщество к вопросам регулирования. Мы считаем, что должно быть совмещение государственного и негосударственного регулирования. Об этом свидетельствует и мировой опыт. В Германии, например, существует комитет по стандартам, в который входят и чиновники, но большей частью представители негосударственных структур. Мы предлагаем часть государственных полномочий по регулированию бухучета передать специально созданному негосударственному Национальному совету по вопросам международных стандартов финансовой отчетности. Это что касается бухгалтерского учета.
Финансовая отчетность нужна для акционеров, кредиторов, собственников и заинтересованных лиц, а не для государства, если оно не выступает как собственник. Для государства нужна налоговая отчетность. В отношении финансовой отчетности государство должно требовать, только чтобы она составлялась и была открытой. Но государство не в состоянии контролировать качество финансовой отчетности всех предприятий.
Переход на МСФО, по нашему мнению, должен осуществляться постепенно. Первыми, возможно уже с 2004 г., вместе с банками перейдут открытые акционерные общества (ОАО), акции которых котируются на фондовых рынках. Затем, предположительно с 2006 г., переходить будут публичные компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. А также те государственные унитарные предприятия, которые доживут до этого времени. И последними, где-то к 2010 г., перейдут компании, акции которых не обращаются на фондовых рынках, а также те, кто составляет отчетность по US GAAP. Разница между МСФО и US GAAP не такая уж большая, особенно по сравнению с российскими стандартами.
Малым предприятиям вообще не понадобится переходить на МСФО. Они должны будут составлять только налоговую отчетность. Кроме того, по нашему мнению, действующие на сегодняшний момент правила бухучета должны носить рекомендательный характер.
— Есть ли необходимость обязывать переходить на новую форму учета те небольшие предприятия, которые вообще не планируют выходить на фондовые рынки?
— Для средних предприятий вопрос дискуссионный. Однако есть четкий принцип. Если предприятие является публичным, т.е. может выпускать ценные бумаги и имеет значи
Автор: Вера Ситнина
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU