Боязнь публичности: IPO (Initial Public Offering)

print
Печать

Источник: Деловые Люди

Дата публикации: 10 Августа 2004 г.

На одной из конференций, посвященных IPO, к докладчику подошел бизнесмен – владелец весьма крупной российской компании – и спросил: «Я внимательно вас слушал, вот только никак не могу понять: что означает это слово -»айпио«?» Это не выдуманная история. И она наглядно отражает отечественные реалии. Хотя рыночным отношениям в стране уже почти 15 лет, многие фундаментальные понятия капиталистической экономики у нас остаются слабо востребованными. Было бы несправедливо экстраполировать это утверждение на весь российский бизнес, однако факт остается фактом: в РФ этот инструмент привлечения инвестиций, которым активно пользуются во всем мире, почти не получил распространения. Есть основания предполагать, что в 2004 году некоторые страны охватит бум IPO. В США за первые месяцы 24 компании провели первичные размещения акций на общую сумму $6 млрд. В Японии 40 компаний выразили намерение в ближайшее время выйти на фондовый рынок. Настоящий ажиотаж царит в Поднебесной, причем здесь IPO увлеклись не только частные, но и госпредприятия. IPO (Initial Public Offering) можно перевести как первоначальное публичное предложение (размещение). Обычно под этим термином понимают первый вывод компаниями на фондовый рынок собственных акций для привлечения дополнительных инвестиций. IPO считается одним из самых эффективных способов привлечения инвестиций. Но одновременно он весьма трудоемкий и затратный для компаний.

Тромбоз финансовых путей
Для того чтобы в полной мере оценить значение IPO, нужно принять во внимание главные особенности российской финансовой системы. Как известно, основные финансовые потоки текут в ТЭК и другие экспортно ориентированные отрасли. Каналы межотраслевого перемещения капитала в России функционируют слабо. Это в равной степени относится как к межбанковскому, так и к межотраслевому перетоку капитала. В итоге получается, что при общем переизбытке средств в стране несырьевой сектор испытывает нехватку финансовых ресурсов.
Так, в 2003 году в России инвестиции в основной капитал выросли на 12%. Однако их структура практически не изменилась в пользу обрабатывающего сектора: увеличилась лишь доля капвложений в ТЭК, в производства, которые прямо или косвенно обслуживают этот комплекс. До 57% капитальных вложений – средства самих предприятий. В итоге сырьевой крен экономики только увеличивается. Иными словами, очень ограниченный ее сегмент получает внешние источники финансирования. Только телекоммуникации и компании потребительского сектора развиваются динамично в первую очередь за счет роста платежеспособности населения. В этих сегментах сложились особые условия: в торговлю активно идет иностранный капитал, а телекоммуникации растут во многом из-за большого спроса и высокой рентабельности.
В целом же картина представляет собой негармонично развивающуюся экономику, и нехватка инвестиций в некоторые вполне востребованные производства происходит на фоне небывало благоприятной внешней конъюнктуры.
Именно закупорка путей, по которым должны перемещаться финансовые потоки, делает столь важной задачу поиска новых способов привлечения инвестиций. Важнейшим инструментом ее решения для средних компании не сырьевого сектора как раз и может стать IPO.

Несостоявшийся бум
Многие аналитики предсказывали, что в 2003-2004 годы Россию ждет бум IPO. И хотя 2004 год едва перешел экватор, очевидно, что ажиотажа не будет. Непосредственно в России пока было проведено лишь четыре IPO.
Возникает вопрос: что мешает буму IPO в условиях, когда для него сложились вполне благоприятные условия – фондовый рынок на подъеме (в 2003 году индекс РТС вырос на 56%)? Как считает заведующий кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ Яков Миркин, с 1999 года темпы роста российского рынка акций были одними из самых высоких в мире: в 2003 году при росте оборота по акциям более чем в два раза прирост курсовой стоимости превысил 60%. Э

Автор: Владимир Гурвич

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru