Снижение ставки НДС: преимущества и проблемы

print
Печать

Источник: PwC

Дата публикации: 24 февраля 2004 г.

С 1 января 2004 года ставка НДС снижается с 20 до 18 процентов. Это существенное изменение в российском налоговом законодательстве в рамках его реформирования. При этом изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 года, не затронут порядок применения льгот и пониженной ставки налога 10 процентов. На первый взгляд может показаться, что фармацевтические компании, которые продают освобожденные от НДС товары, а также товары, облагаемые по ставке 10 процентов, могут и не принимать во внимание нововведение законодателя. Однако необходимо учитывать, что далеко не все фармацевтические компании ограничиваются исключительно продажей товаров, подпадающих под льготное налогообложение или под пониженную ставку 10 процентов. Продажи товаров, а также выполнение работ или оказание услуг, облагаемых НДС по ставке 20 процентов, довольно успешно сопутствуют основной «льготной» или облагаемой по 10-процентной ставке деятельности многих предприятий. Соответственно, таким продавцам необходимо задуматься о том, что их ждет в связи с изменением ставки налога. Кроме того, наверное, не найдется ни одной компании, которая сегодня не уплачивает 20-ти процентный НДС в составе цены товаров (работ, услуг), приобретаемых для функционирования бизнеса. Таким образом, снижение основной ставки НДС на 2 пункта должны ощутить на себе все участники рынка. Рассмотрим обе стороны деятельности компании, которые будут затронуты грядущими изменениями: продажи и покупки.НДС по продажамИтак, компании, которые сейчас продают товары и применяют 20-ти процентную ставку НДС, с 1 января 2004 года будут применять ставку 18 процентов. Несмотря на то, что НДС является косвенным налогом, который платит покупатель, снижение налога может увеличить доходы продавцов. Маловероятно, что продавцы отдадут все преимущества от снижения налоговой нагрузки покупателям, а сами останутся ни с чем. Да и рыночные законы ценообразования зависят далеко не только от величины косвенных налогов (особенно при продажах конечным потребителям). Кроме того, даже если продавцы не поднимут цены, их доходы могут увеличиться вследствие роста оборота, вызванного возросшей покупательной способностью потребителей.Однако сейчас не следует ограничиваться только вопросами ценообразования и подсчетом возможных выгод. Переход на новую ставку НДС также прибавит налогоплательщикам забот. Безусловно, придется пересмотреть условия договоров. Например, формулировка «в том числе НДС 20 процентов» может привести к разногласиям, как с налоговыми органами, так и с покупателями. Не стоит также забывать, что сегодня ведение бизнеса практически целиком опирается на использование вычислительной техники. Поэтому чтобы избежать «новогодних сюрпризов», когда в счетах-фактурах, накладных, чеках и прочих документах в 2004 году пропечатается ставка НДС 20 процентов, необходимо уже сегодня позаботиться о подготовке программного обеспечения и кассовой техники к новому году. Следует учитывать, что, вероятнее всего, в переходный период будет применяться ставка налога, действовавшая на день отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ). Так, например, если продавец отгрузит покупателю товар в декабре 2003 года, а оплата поступит в 2004 году, налоговые органы будут ожидать, что покупатель заплатит НДС по ставке 20 процентов. Вопросы могут возникнуть и при получении авансов. Если продавец получил аванс в 2003 году, и исчислил с него НДС по расчетной ставке 20/120, а отгрузил товар в 2004 году и применил уже пониженную ставку налога в размере 18 процентов, продавцу, возможно, придется осуществить перерасчет с покупателем. НДС по покупкамВ 2004 году, при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых по обычной ставке – 18 процентов, компании – приобретатели товаров (работ, услуг) будут уплачивать продавцам НДС на 2 процентных пункта меньше. Снижение ставки НДС приведет (хотя, возможно, и не существенно) к уменьшению оттока денежных средств при осуществлении покупок, что в целом положительно скажется на эффективности использования оборо

Автор: Владимир Константинов

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru