Если деньги есть, то почему бы их не освоить?!

print
Печать

Источник: Открытая экономика

Дата публикации: 16 Декабря 2003 г.

Александр Николаевич, Евросоюз и Центральный Банк России приступают к реализации проекта, направленного на совершенствование российской системы банковского надзора и отчетности. Проект рассчитан на два года и завершится к концу 2005. Финансируется этот проект Евросоюзом в объеме 3,5 млн. евро. Это уже второй совместный проект ЦБ и Евросоюза. Первый только что закончился и был направлен на перевод российских банков на МСФО. Какова же эффективность такого сотрудничества, если перевод российской банковской системы на МСФО сейчас оценивается как провалившееся мероприятие?

Если деньги есть, то почему бы их не освоить?!
Это грантовые деньги, а не кредитный ресурс, и в любом случае, изучение опыта других стран-членов Европейского Союза, опыта Европейского Центрального Банка не может быть бесполезным. И как этот опыт будет использован, это дело российского Центрального Банка. То есть, можно изучить на основе гранта Европейского Союза ситуацию в нескольких ведущих странах и европейское законодательство в целом, что в любом случае полезно.
Другое дело, что никто и никогда за нас не сделает ту работу в рамках такого рода международных проектов, которая предлагается нашими консультантами и так далее. Более того, было бы опасным переносить один к одному те или иные схемы и механизмы. Ни один раз нас упрекали, что Россия полностью заимствует опыт, основанный на рекомендациях международных финансовых организаций. И было бы, наверное, чрезмерным высокомерием говорить, что мы ни в коей мере этот опыт не используем. Тем более, что идет процесс глобализации и создаются многие правила и стандарты, которые становятся передовыми. Что касается изучения опыта, нам было бы, например, полезно понять, как стандарты внедряются в странах Европейского Союза, в том числе и каковы графики внесения изменений, какие сложности возникают. Это необходимо, чтобы тоже не бежать впереди паровоза. Поэтому в любом случае, польза, безусловно, будет от такого рода проекта, в том числе, и расширение кругозора центробанковских чиновников, которые смогут с этим опытом познакомиться с выездом на места.

Но не разочаруется ли Евросоюз в том, что происходит у нас?

Это уже их проблема.
На самом деле, есть несколько сюжетов, которые сейчас в рамках административной реформы не безынтересны. В частности, сосуществование различных видов надзоров на финансовых рынках, где Центральный Банк выполняет только указанные функции надзора над кредитными организациями. В то время как объекты деятельности этих кредитных организаций подпадают под надзор других органов. И эти объекты достаточно широки, в частности, банки работают как участники рынка ценных бумаг, работают в системе страхования и так далее. В этой связи изучение надзорных тем, причем разных, в Европейском Союзе есть английская схема, где действует мегарегулятор, есть страны, где действуют технологии метарегуляторов и каких-то организационных механизмов, координирующих деятельность различных надзоров на финансовых рынках, и так далее. Даже с этой точки зрения, с точки зрения административной реформы, было бы полезно изучить организационно- правовой опыт надзора.

Автор: Шохин Александр Николаевич

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru