Новости Охота на клиента
Источник: Самарское обозрение
Дата публикации: 5 Декабря 2003 г.
Cамарским аудиторским компаниям не хватает клиентов. Крупные финансово-промышленные холдинги и компании с западным капиталом предпочитают пользоваться услугами международной «большой четверки» либо московских аудиторов. На долю региональных фирм в основном остается средний и малый бизнес. Поскольку число компаний, подлежащих ежегодной обязательной аудиторской проверке, среди таких клиентов ограничено, борьба за них носит все более ожесточенный характер.
Несмотря на то, что рынок аудиторских услуг в России еще не завершил своего становления и роста, передел основных его сегментов по сути уже состоялся. Западные, московские и региональные участники рынка имеют свои сферы влияния, границы которых определяются масштабами и статусом бизнеса клиентов. Элита российской экономики предпочитает пользоваться услугами международных аудиторских компаний. Речь идет прежде всего о крупных холдингах с долей иностранных инвестиций, активно привлекающих западные капиталы, ориентированных на мировые рынки и обеспечивающих котировки своих акций на фондовых биржах. В число ориентированных на западный аудит компаний входят РАО «ЕЭС», «Газпром», «ЮКОС» и ряд крупнейших банков и страховых компаний с их региональными структурами. В частности, аудитором «Самараэнерго» является компания Moore Stephens, а «Самаранефтегаза» – Price Waterhouse. Присутствие в акционерном капитале значимой доли московских инвестиций, как правило, означает, что партнером компании выступает московская аудиторская фирма. К числу их клиентов относится, например, существенная часть региональных банков и предприятия, чей контрольный пакет находится в федеральной собственности. Таким образом, на долю самарских аудиторских фирм остается весьма тесный сектор рынка. Во-первых, это не более 100 ОАО, обязанных проводить ежегодную аудиторскую проверку. Во-вторых, более широкий, но менее доходный сектор малого бизнеса.
По признанию самих аудиторов, наиболее жесткая борьба за клиентов ведется именно в первом секторе. Здесь самарским аудиторским компаниям нередко приходится конкурировать с московскими фирмами либо их филиалами. По словам директора АФ «Аудит-Экс-пресс М» Марины Стеркиной, стоимость услуг москвичей в 5-10 раз выше, хотя местные аудиторы не уступают столичным по уровню квалификации. Директор самарского филиала ООО «МетроЭК» Лариса Гайдук утверждает, что цена – показатель качества услуг, но в борьбе за клиента выигрывает тот, кто способен проводить гибкую ценовую политику. «Регулируемых тарифов на аудиторские услуги не существует, цена складывается по рыночному принципу: затраты плюс рентабельность, но большинство компаний все же ориентируется на платежеспособность клиента», – прокомментировал «СО» директор АФ «Самарская гильдия аудиторов» Сергей Бортников. Впрочем, цена не всегда имеет решающее значение. Как считает директор АФ «Бизнес- Актив» Наиля Насыбуллина, преимущество самарских аудиторов в том, что они стремятся решать конкретные проблемы предприятия, в то время как московские аудиторы редко выходят за рамки формальных процедур проверки. Не исключено, что нежелание расширять рамки своей деятельности и отсутствие гибкого ценового предложения со временем может ослабить позиции москвичей. По информации «СО», в последнее время из-за нехватки клиентуры самарские аудиторские фирмы начали активно осваивать инорегиональные, в том числе даже московские, рынки. В частности, одна из компаний выиграла конкурс на право проведения аудита в одном из государственных учебных заведений. Самарцам столичный рынок интересен более высокой платежеспособностью и возможностью играть на разнице цен.
Большинство аудиторов считают, что успех фирмы зависит от ее деловой и профессиональной репутации, а стабильность клиентуры определяют личные связи и лоббистские возможности. Причем последние в силу особенностей российского менталитета часто выходят на первый план. Не случайно смена владельцев компании- клиента или ее менеджмента является одним из факторов риска для аудиторско
Несмотря на то, что рынок аудиторских услуг в России еще не завершил своего становления и роста, передел основных его сегментов по сути уже состоялся. Западные, московские и региональные участники рынка имеют свои сферы влияния, границы которых определяются масштабами и статусом бизнеса клиентов. Элита российской экономики предпочитает пользоваться услугами международных аудиторских компаний. Речь идет прежде всего о крупных холдингах с долей иностранных инвестиций, активно привлекающих западные капиталы, ориентированных на мировые рынки и обеспечивающих котировки своих акций на фондовых биржах. В число ориентированных на западный аудит компаний входят РАО «ЕЭС», «Газпром», «ЮКОС» и ряд крупнейших банков и страховых компаний с их региональными структурами. В частности, аудитором «Самараэнерго» является компания Moore Stephens, а «Самаранефтегаза» – Price Waterhouse. Присутствие в акционерном капитале значимой доли московских инвестиций, как правило, означает, что партнером компании выступает московская аудиторская фирма. К числу их клиентов относится, например, существенная часть региональных банков и предприятия, чей контрольный пакет находится в федеральной собственности. Таким образом, на долю самарских аудиторских фирм остается весьма тесный сектор рынка. Во-первых, это не более 100 ОАО, обязанных проводить ежегодную аудиторскую проверку. Во-вторых, более широкий, но менее доходный сектор малого бизнеса.
По признанию самих аудиторов, наиболее жесткая борьба за клиентов ведется именно в первом секторе. Здесь самарским аудиторским компаниям нередко приходится конкурировать с московскими фирмами либо их филиалами. По словам директора АФ «Аудит-Экс-пресс М» Марины Стеркиной, стоимость услуг москвичей в 5-10 раз выше, хотя местные аудиторы не уступают столичным по уровню квалификации. Директор самарского филиала ООО «МетроЭК» Лариса Гайдук утверждает, что цена – показатель качества услуг, но в борьбе за клиента выигрывает тот, кто способен проводить гибкую ценовую политику. «Регулируемых тарифов на аудиторские услуги не существует, цена складывается по рыночному принципу: затраты плюс рентабельность, но большинство компаний все же ориентируется на платежеспособность клиента», – прокомментировал «СО» директор АФ «Самарская гильдия аудиторов» Сергей Бортников. Впрочем, цена не всегда имеет решающее значение. Как считает директор АФ «Бизнес- Актив» Наиля Насыбуллина, преимущество самарских аудиторов в том, что они стремятся решать конкретные проблемы предприятия, в то время как московские аудиторы редко выходят за рамки формальных процедур проверки. Не исключено, что нежелание расширять рамки своей деятельности и отсутствие гибкого ценового предложения со временем может ослабить позиции москвичей. По информации «СО», в последнее время из-за нехватки клиентуры самарские аудиторские фирмы начали активно осваивать инорегиональные, в том числе даже московские, рынки. В частности, одна из компаний выиграла конкурс на право проведения аудита в одном из государственных учебных заведений. Самарцам столичный рынок интересен более высокой платежеспособностью и возможностью играть на разнице цен.
Большинство аудиторов считают, что успех фирмы зависит от ее деловой и профессиональной репутации, а стабильность клиентуры определяют личные связи и лоббистские возможности. Причем последние в силу особенностей российского менталитета часто выходят на первый план. Не случайно смена владельцев компании- клиента или ее менеджмента является одним из факторов риска для аудиторско
Автор: Александр Белоусов
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU