Новости Налоги на госбумаги подравняют по росту
Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 13 Октября 2010 г.
Их решено увеличить ради простоты
Минфин продолжает реформировать рынок госбумаг, приближая его регулирование к регулированию рынка корпоративных облигаций. Законопроект, разрабатываемый министерством, упростит налогообложение доходов, получаемых держателями облигаций федерального займа (ОФЗ). Унификация налогов обойдется держателям госбумаг примерно в 30 млрд руб. за три года, но участники рынка считают, что инвестиционная привлекательность ОФЗ в результате все равно вырастет.
О предстоящих изменениях законодательства в отношении налогообложения ОФЗ рассказал заместитель министра финансов Дмитрий Панкин. По его словам, сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому ставка налога на прибыль, взимаемого с накопленного купонного дохода по ОФЗ, будет увеличена с нынешних 15 до 20%. Таким образом, размер налога на прибыль от купонных выплат будет приравнен к ставке налога на прибыль, получаемой в результате роста стоимости гособлигаций. Об унификации ставок просили сами инвесторы, пояснил господин Панкин. «Инвесторы говорили, лучше все поднимите, но чтобы все было одинаково»,— заявил замминистра. В результате было принято решение унифицировать ставки в сторону увеличения. Господин Панкин добавил, что сейчас министерство работает над подготовкой законопроекта, принять который планируется в следующем году.
«Нынешний механизм налогообложения на рынке ОФЗ был разработан еще до кризиса 1998 года»,— говорит вице-президент «Тройки Диалог» Александр Овчинников. Статья 284 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговую ставку в размере 20%, за исключением ряда случаев. К этим исключениям относятся как раз купонные выплаты по госбумагам, которые облагаются налогом в размере 15%. Таким образом, инвесторам в ОФЗ приходится дважды учитывать доходы — от купонных выплат и от роста стоимости бумаг — и уплачивать с них налоги по двум разным ставкам. «С момента разработки механизма налогообложения доходов от ОФЗ этот рынок очень сильно изменился и существенно вырос. Очевидно, что в новых условиях должно быть и иное регулирование, в том числе и в части налогообложения»,— считает господин Овчинников.
365,9 млрд руб. составил объем размещения ОФЗ на первичном рынке с начала 2010 года
Унифицируя налогообложение ОФЗ, Минфин продолжает реформировать рынок госбумаг, отмечают эксперты. Господин Панкин соглашается, что задача Минфина сегодня состоит в том, чтобы сделать рынок ОФЗ «более прозрачным, более понятным, то есть облегчить доступ всех инвесторов, не обязательно иностранных». Господин Панкин напомнил, что Минфин уже принял ряд мер по либерализации рынка ОФЗ. В частности, теперь заранее объявляется график аукционов и планируемая доходность по предлагаемым инвесторам госбумагам. На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, позволяющий торговать государственными ценными бумагами на фондовой бирже ММВБ в одной секции с корпоративными облигациями (см. «Ъ» от 5 октября). Сейчас ОФЗ (а также облигации Банка России) обращаются исключительно в специальной секции госбумаг на ЗАО ММВБ.
Введение плоской шкалы налогообложения по ОФЗ, возможно, станет не единственным пунктом нового законопроекта, который сблизит правила рынков государственных и корпоративных облигаций, надеются эксперты. «На данный момент купонный доход по ОФЗ выплачивается держателям этих бумаг, за исключением банков, за вычетом налогов, то есть у инвесторов отсутствует возможность уплачивать налоги с общего »чистого« дохода, как при торговле корпоративными облигациями»,— продолжает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Ольга Стерина. Аналитик «Ренессанс Капитала» Антон Никитин добавляет, что при такой ситуации наибольшие неудобства испытывают крупные держатели ОФЗ, которые не могут включать купонные выплаты в общую структуру доходов и вычитать из них расходы, а с разницы платить налог.
По оценке господина Никитина, при нынешней программе заимствований Минфина на 2011-2013 годы поступления в бюджет от налогов на купонный доход при ставке 15% составили бы около 100 млрд руб. (в расчет бралась средняя ставка доходности новых госбумаг в размере 7% годовых), увеличение ставки налога до 20% увеличит эти поступления в бюджет на треть.
Однако инвесторов новые расходы не испугают, уверены эксперты, так как «упрощение налогообложения в данном случае более значимо, чем увеличение ставки». «Плоская шкала налогообложения рынка ОФЗ поможет его развитию даже несмотря на рост ставок. Рынок станет более понятным»,— убежден господин Овчинников. Он указывает, что в ожидании укрепления рубля госбумаги в последнее время пользуются большим спросом у инвесторов, «и налоги в данном случае вторичны».
Минфин продолжает реформировать рынок госбумаг, приближая его регулирование к регулированию рынка корпоративных облигаций. Законопроект, разрабатываемый министерством, упростит налогообложение доходов, получаемых держателями облигаций федерального займа (ОФЗ). Унификация налогов обойдется держателям госбумаг примерно в 30 млрд руб. за три года, но участники рынка считают, что инвестиционная привлекательность ОФЗ в результате все равно вырастет.
О предстоящих изменениях законодательства в отношении налогообложения ОФЗ рассказал заместитель министра финансов Дмитрий Панкин. По его словам, сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому ставка налога на прибыль, взимаемого с накопленного купонного дохода по ОФЗ, будет увеличена с нынешних 15 до 20%. Таким образом, размер налога на прибыль от купонных выплат будет приравнен к ставке налога на прибыль, получаемой в результате роста стоимости гособлигаций. Об унификации ставок просили сами инвесторы, пояснил господин Панкин. «Инвесторы говорили, лучше все поднимите, но чтобы все было одинаково»,— заявил замминистра. В результате было принято решение унифицировать ставки в сторону увеличения. Господин Панкин добавил, что сейчас министерство работает над подготовкой законопроекта, принять который планируется в следующем году.
«Нынешний механизм налогообложения на рынке ОФЗ был разработан еще до кризиса 1998 года»,— говорит вице-президент «Тройки Диалог» Александр Овчинников. Статья 284 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговую ставку в размере 20%, за исключением ряда случаев. К этим исключениям относятся как раз купонные выплаты по госбумагам, которые облагаются налогом в размере 15%. Таким образом, инвесторам в ОФЗ приходится дважды учитывать доходы — от купонных выплат и от роста стоимости бумаг — и уплачивать с них налоги по двум разным ставкам. «С момента разработки механизма налогообложения доходов от ОФЗ этот рынок очень сильно изменился и существенно вырос. Очевидно, что в новых условиях должно быть и иное регулирование, в том числе и в части налогообложения»,— считает господин Овчинников.
365,9 млрд руб. составил объем размещения ОФЗ на первичном рынке с начала 2010 года
Унифицируя налогообложение ОФЗ, Минфин продолжает реформировать рынок госбумаг, отмечают эксперты. Господин Панкин соглашается, что задача Минфина сегодня состоит в том, чтобы сделать рынок ОФЗ «более прозрачным, более понятным, то есть облегчить доступ всех инвесторов, не обязательно иностранных». Господин Панкин напомнил, что Минфин уже принял ряд мер по либерализации рынка ОФЗ. В частности, теперь заранее объявляется график аукционов и планируемая доходность по предлагаемым инвесторам госбумагам. На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, позволяющий торговать государственными ценными бумагами на фондовой бирже ММВБ в одной секции с корпоративными облигациями (см. «Ъ» от 5 октября). Сейчас ОФЗ (а также облигации Банка России) обращаются исключительно в специальной секции госбумаг на ЗАО ММВБ.
Введение плоской шкалы налогообложения по ОФЗ, возможно, станет не единственным пунктом нового законопроекта, который сблизит правила рынков государственных и корпоративных облигаций, надеются эксперты. «На данный момент купонный доход по ОФЗ выплачивается держателям этих бумаг, за исключением банков, за вычетом налогов, то есть у инвесторов отсутствует возможность уплачивать налоги с общего »чистого« дохода, как при торговле корпоративными облигациями»,— продолжает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Ольга Стерина. Аналитик «Ренессанс Капитала» Антон Никитин добавляет, что при такой ситуации наибольшие неудобства испытывают крупные держатели ОФЗ, которые не могут включать купонные выплаты в общую структуру доходов и вычитать из них расходы, а с разницы платить налог.
По оценке господина Никитина, при нынешней программе заимствований Минфина на 2011-2013 годы поступления в бюджет от налогов на купонный доход при ставке 15% составили бы около 100 млрд руб. (в расчет бралась средняя ставка доходности новых госбумаг в размере 7% годовых), увеличение ставки налога до 20% увеличит эти поступления в бюджет на треть.
Однако инвесторов новые расходы не испугают, уверены эксперты, так как «упрощение налогообложения в данном случае более значимо, чем увеличение ставки». «Плоская шкала налогообложения рынка ОФЗ поможет его развитию даже несмотря на рост ставок. Рынок станет более понятным»,— убежден господин Овчинников. Он указывает, что в ожидании укрепления рубля госбумаги в последнее время пользуются большим спросом у инвесторов, «и налоги в данном случае вторичны».
Автор: Александр Мазунин
Теги: госбумаги корпоративные облигации Минфин налогообложение доходов облигации федерального займа ОФЗКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU