Новости Банки отключают от отмывания
Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 12 Ноября 2010 г.
Информирование госорганов о подозрительных сделках будет сокращено
Серьезное ужесточение антиотмывочного законодательства, которое в разы увеличивает ответственность банков за его исполнение, может быть компенсировано частичной либерализацией. Банк России предлагает значимо сократить круг обязанностей банков по информированию госорганов о проводимых операциях, например сделках с имуществом. Однако, по мнению экспертов, исполнение антиотмывочного законодательства вследствие этих мер не перестанет быть техническим.
О намерении частично либерализовать требования к банкам по соблюдению антиотмывочного законодательства на недавней встрече банкиров с руководством ЦБ сообщил заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский. Комментируя предложение о целесообразности отказа от обязательного контроля банками ряда операций, выдвинутое одним из банкиров, господин Ясинский заявил: «В ближнесрочной перспективе этот институт (обязательного контроля.— »Ъ«) в законе сохранится, однако перечень операций, подлежащих обязательному контролю, предполагается модифицировать, а именно: вывести из него так называемые сделочные операции с имуществом». Это означает, что банкам в скором времени не нужно будет информировать Росфинмониторинг о сделках купли-продажи, ипотеки, аренды, недвижимости, о лизинговых сделках и т. п. на сумму свыше 3 млн. руб. вне зависимости от их подозрительности. Такая либерализация отчасти компенсирует серьезное ужесточение антиотмывочного законодательства с 24 января 2011 года.
Перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, установлен ст. 6 закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме сделок с недвижимостью на сумму свыше 3 млн. руб. в него входит целый ряд операций на сумму свыше 600 тыс. руб.— с наличными средствами, безналичные операции, если одна из сторон по ним зарегистрирована, живет или находится на территории государства, не участвующего в международной борьбе с терроризмом, операции по счетам (вкладам) и пр. О таких операциях или сделках банки должны информировать Росфинмониторинг вне зависимости от степени их подозрительности не позднее рабочего дня, следующего за днем их совершения.
Отказ от обязательного контроля над «сделочными» операциями — достаточно серьезное послабление, констатируют участники банковского рынка. «Банк — это финансовая организация, работающая с деньгами, а не с имуществом, поэтому информировать Росфинмониторинг о сделках он по логике должен, только если является их стороной,— говорит руководитель департамента финансового мониторинга банка из топ-10.— К тому же информацию обо всех этих сделках Росфинмониторинг получает не только от банков — об этом ему по закону также должны сообщать риэлторы, лизинговые компании, нотариусы, адвокаты и т. п.»
Реализация предложенного ЦБ послабления будет также означать снижение рисков наложения на банки штрафных санкций от регулятора. Банки часто нарушают сроки информирования о «сделочных» операциях. «Дело в том, что документы, удостоверяющие совершение сделок с той же недвижимостью, банк получает от регистрирующих органов по почте, на что уходит около семи дней, в то время как проинформировать Росфинмониторинг нужно на следующий день после совершения сделки,— говорит топ-менеджер крупного банка.— Раньше ЦБ закрывал на это глаза, но с 24 января 2011 года, когда право штрафовать у ЦБ сменится на обязанность, не сможет».
Впрочем, снятие обязательного контроля над «сделочными» операциями лишь одна из мер, необходимых для того, чтобы сделать борьбу с отмыванием средств эффективной. Радикальной же мерой явилась бы полная отмена обязательного контроля, считают участники рынка. «В практике работы многих европейских стран обязательный контроль вообще отсутствует,— считает председатель комитета АРБ по вопросам противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Александр Наумов.— Такой подход в совокупности с отказом от сплошной идентификации клиентов и заменой ее на идентификацию, основанную на риске, позволит сделать расходы на соблюдение банками антиотмывочного законодательства более оптимальными и направить высвободившиеся ресурсы на выявление действительно подозрительных сделок».
Серьезное ужесточение антиотмывочного законодательства, которое в разы увеличивает ответственность банков за его исполнение, может быть компенсировано частичной либерализацией. Банк России предлагает значимо сократить круг обязанностей банков по информированию госорганов о проводимых операциях, например сделках с имуществом. Однако, по мнению экспертов, исполнение антиотмывочного законодательства вследствие этих мер не перестанет быть техническим.
О намерении частично либерализовать требования к банкам по соблюдению антиотмывочного законодательства на недавней встрече банкиров с руководством ЦБ сообщил заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский. Комментируя предложение о целесообразности отказа от обязательного контроля банками ряда операций, выдвинутое одним из банкиров, господин Ясинский заявил: «В ближнесрочной перспективе этот институт (обязательного контроля.— »Ъ«) в законе сохранится, однако перечень операций, подлежащих обязательному контролю, предполагается модифицировать, а именно: вывести из него так называемые сделочные операции с имуществом». Это означает, что банкам в скором времени не нужно будет информировать Росфинмониторинг о сделках купли-продажи, ипотеки, аренды, недвижимости, о лизинговых сделках и т. п. на сумму свыше 3 млн. руб. вне зависимости от их подозрительности. Такая либерализация отчасти компенсирует серьезное ужесточение антиотмывочного законодательства с 24 января 2011 года.
Перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, установлен ст. 6 закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме сделок с недвижимостью на сумму свыше 3 млн. руб. в него входит целый ряд операций на сумму свыше 600 тыс. руб.— с наличными средствами, безналичные операции, если одна из сторон по ним зарегистрирована, живет или находится на территории государства, не участвующего в международной борьбе с терроризмом, операции по счетам (вкладам) и пр. О таких операциях или сделках банки должны информировать Росфинмониторинг вне зависимости от степени их подозрительности не позднее рабочего дня, следующего за днем их совершения.
Отказ от обязательного контроля над «сделочными» операциями — достаточно серьезное послабление, констатируют участники банковского рынка. «Банк — это финансовая организация, работающая с деньгами, а не с имуществом, поэтому информировать Росфинмониторинг о сделках он по логике должен, только если является их стороной,— говорит руководитель департамента финансового мониторинга банка из топ-10.— К тому же информацию обо всех этих сделках Росфинмониторинг получает не только от банков — об этом ему по закону также должны сообщать риэлторы, лизинговые компании, нотариусы, адвокаты и т. п.»
Реализация предложенного ЦБ послабления будет также означать снижение рисков наложения на банки штрафных санкций от регулятора. Банки часто нарушают сроки информирования о «сделочных» операциях. «Дело в том, что документы, удостоверяющие совершение сделок с той же недвижимостью, банк получает от регистрирующих органов по почте, на что уходит около семи дней, в то время как проинформировать Росфинмониторинг нужно на следующий день после совершения сделки,— говорит топ-менеджер крупного банка.— Раньше ЦБ закрывал на это глаза, но с 24 января 2011 года, когда право штрафовать у ЦБ сменится на обязанность, не сможет».
Впрочем, снятие обязательного контроля над «сделочными» операциями лишь одна из мер, необходимых для того, чтобы сделать борьбу с отмыванием средств эффективной. Радикальной же мерой явилась бы полная отмена обязательного контроля, считают участники рынка. «В практике работы многих европейских стран обязательный контроль вообще отсутствует,— считает председатель комитета АРБ по вопросам противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Александр Наумов.— Такой подход в совокупности с отказом от сплошной идентификации клиентов и заменой ее на идентификацию, основанную на риске, позволит сделать расходы на соблюдение банками антиотмывочного законодательства более оптимальными и направить высвободившиеся ресурсы на выявление действительно подозрительных сделок».
Автор: Светлана Дементьева
Теги: Антиотмывочное законодательство Банк России подозрительные сделки Росфинмониторинг сделки с имуществомКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU