Минфин против «зеленых налогов»: основы экологической политики столкнулись с бюджетным сопротивлением
Печать
Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 23 Марта 2011 г.
К концу марта Минприроды должно внести в правительство «Основы экологической политики РФ до 2030 года» — рамочный документ, предполагающий проведение через комплекс налоговых, бюджетных и иных мер активной политики в области охраны окружающей среды и технологической модернизации в «зеленом» ключе. Идеи Минприроды устраивают Минэкономики, но одно из ключевых положений «Основ» — создание внебюджетных экологических фондов — встретило противодействие Минфина. Финансовое ведомство также против «зеленых» налоговых стимулов и льгот для бизнеса.
Как стало известно «Ъ», 19 марта в Минприроды на совещании рабочей группы по подготовке «Основ экологической политики» обсуждалась одна из последних версий документа. Источник «Ъ» в ведомстве Юрия Трутнева утверждает, что с Минэкономики принципиальных разногласий не осталось (главное заключается в том, как встроить экологическую стратегию в стратегию экономического развития до 2020 года) и все они «будут решены в течение недели в рабочем порядке».
Напомним, по итогам прошедшего в мае 2010 года Госсовета по экологии президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства и непосредственно от Минприроды создать стратегический документ, призванный стать основой модернизации экологической политики РФ до 2030 года. Согласно последовавшим поручениям премьер-министра Владимира Путина, «Основы» должны были поступить в правительство до 31 декабря 2010 года, а вместе с ними (с июня по декабрь 2010 года) 11 законопроектов, призванных обеспечить реализацию стратегии. Впрочем, из-за проблем с согласованиями документы не были внесены в правительство к концу 2010 года. «Если вы по каким-то причинам не договоритесь, это тоже нормально, здесь не нужно делать трагедии, тогда просто нужно прийти ко мне для того, чтобы было принято решение по этому вопросу»,— подытожил майский Госсовет Дмитрий Медведев. По данным «Ъ», на встрече главы Минприроды Юрия Трутнева с господином Медведевым в конце декабря 2010 года дедлайн по внесению экологической стратегии и законопроектов был перенесен на 31 марта 2011 года.
Проект «Основ», как и набор сопутствующих ему законопроектов, отталкивается от презумпции экологической опасности любой планируемой деятельности и «приоритетности для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов». По сути, стратегия призвана изменить существующую в РФ систему отношений, при которой экономический рост достигается ценой неконтролируемой нагрузки на окружающую среду, а за накопленный и текущий ущерб экологии фактически не платит ни государство, ни бизнес.
По данным «Ъ», при последнем обсуждении «Основ» в конце прошлой недели основными разногласиями остались претензии к документу Минобрнауки и Минфина. Ведомство Андрея Фурсенко полагает ненужным финансировать специальное экологическое образование в РФ — его уже обеспечивает набор базовых дисциплин. С Минфином же разногласия более принципиальные. В ведомстве Алексея Кудрина считают невозможным создание как бюджетных, так и внебюджетных экологических фондов, «не предполагающих применение механизма их функционирования, основанного на страховом принципе». Согласно проекту стратегии Минприроды, фонды должны наполняться за счет существующих экологических платежей и штрафов компаний в бюджет. Перспектива воссоздания целевых внебюджетных экологических фондов управляемых независимым наблюдательным советом обсуждалась и на майском Госсовете — такие фонды существовали в РФ в 1990-х, но в рамках бюджетной реформы от них отказались, и на сегодняшний день целевых расходов бюджета на экологию не предусмотрено.
Кроме того, Минфин категорически против системы фискальных и прямых стимулов для компаний, внедряющих наилучшие управленческие и технологические природоохранные решения и поддержку отрасли «чистых» технологий в РФ, которые предполагает проект экологической стратегии. «Данное предложение противоречит основным принципам законодательства РФ о налогах и сборах, направленных на выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков К тому же установление налоговых льгот при применении ресурсосберегающих и экологических технологий создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов при применении других высокоэкономичных технологий»,— отмечается в ответе Минфина (есть в распоряжении «Ъ») на проект «Основ». В отзыве Минфин считает «нецелесообразным» разработку «Основ», «имея в виду, что их положения нужно включить в госпрограмму »Охрана окружающей среды«».
Возражения Минфина предсказуемы: ведомство традиционно выступает против любых «окрашенных» налогов и выделения в бюджетной системе целевых фондов, кроме этого речь идет о фактическом введении экологических квазиналогов — в мае 2010 года, выступая на Госсовете, Юрий Трутнев заявил, что экологическая модернизация будет стоить экономике РФ около 2% ВВП в год. После согласований с Минэкономики издержки на обеспечение экологической модернизации экономики РФ в «Основах» сократились до 1,5% ВВП, что будет достигнуто к 2020 году, но и эти суммы сокращают возможности Минфина обсуждать возможность дальнейшего повышения налоговой нагрузки в случае долгосрочного бюджетного дефицита.
Автор: Алексей Шаповалов, Дмитрий Бутрин
Теги: зеленые налоги Кудрин льготы для бизнеса Минфин Минэкономики налоговые стимулыКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU