ФАС написала свод «топливных» правил

print
Печать

Источник: Финмаркет

Дата публикации: 25 марта 2011 г.

ФАС определилась с мерами регулирования топливного рынка. Антимонопольная служба прописала принципы формирования рыночной цены на нефтепродукты, предложила запретить покупать новые АЗС доминирующим игрокам и принудительно делить компании, совмещающие оптовую и розничную торговлю.

Федеральная антимонопольная служба, ведущая затяжные позиционные бои с представителями российского топливного рынка, предложила законодательные варианты ужесточения регулирования торговли нефтепродуктами и формирования рыночных цен на топливо. ФАС направила на согласование в Минэнерго, Минэкономразвития и ФСФР законопроекты «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ». После рассмотрения законопроектов заинтересованными ведомствами документы будут направлены в правительство.

Торговля топливом по правилам

Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ», в частности, предлагает запретить покупать новые АЗС доминирующим игрокам рынка и в случае необходимости принудительно делить компании, совмещающие оптовую и розничную торговлю топливом

Продавец топлива, имеющий долю на товарном рынке более 25% не вправе приобретать новые АЗС. Владельцы хранилищ топлива, если их емкость превышает 25% от общей емкости хранилищ в регионе, обязаны предоставлять услуги по хранению топлива для всех на недискриминационных условиях. Услуги по транспортировке нефти железнодорожным и трубопроводным транспортом должны в приоритетном порядке предоставляться тем, кто приобретает нефть и нефтепродукты на бирже. Такие положения содержатся в законопроекте «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ», опубликованном на сайте ведомства в четверг.

Если законопроект будет принят, хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю моторным топливом, не сможет покупать АЗС и земельные участки для их строительства, а также брать их в аренду в регионе, где его доля на рынке превышает 25%.

«Сделка (по приобретению АЗС), совершенная с нарушением требований (закона), ничтожна», – говорится в проекте.

Кроме того законопроект вводит ограничения на совершение сделок слияний и поглощений на рынках розничной торговли моторного топлива, если эти сделки ведут к возникновению или усилению доминирующего положения. Также предлагается создать гарантии недискриминационного доступа к емкостям по хранению нефтепродуктов. Речь, в частности, идет о переводе топливозаправочных комплексов в аэропортах исключительно на оказание услуг по хранению топлива.

Кроме того ФАС предлагает запретить юрлицам и индивидуальным предпринимателям, занимающим доминирующее положение на рынке, с 1 января 2012 года совмещать оптовую и розничную торговлю бензином и дизельным топливом, а также оптовую реализацию авиатоплива с НПЗ и реализацию авиатоплива авиакомпаниям.

Также, согласно законопроекту, компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, должны будут вести раздельный учет доходов и расходов по видам нефтепродуктов при их производстве, крупно – и мелкооптовой, а также розничной торговле. Раздельный учет затрат и доходов по торговле и хранению нефтепродуктов должны вести владельцы нефтепродуктовых хранилищ, если их емкость в регионе превышает 25%.

Согласно законопроекту, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение «о принудительном разделении хозяйствующего субъекта (группы лиц), не соблюдающего запретов, либо решение о выделении из его (их) состава одной или нескольких организаций». При этом решение суда о принудительном разделении хозяйствующего субъекта или о выделении из его состава одной или нескольких коммерческих организаций должно быть исполнено в течение полугода. Акции выделяемой компании должны быть проданы на торгах не аффилированным с этой организацией покупателям.

Еще одно положение законопроекта дает приоритет в транспортировке нефти и нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом тем, кто закупил товар на биржевых торгах.

Также ФАС предлагает закрепить норму, согласно которой хозяйствующие субъекты, имеющие хранилища для моторного топлива, обязаны будут предоставлять услуги по хранению на недискриминационных условиях для всех участников рынка. Это положение будет действовать, если компания в субъекте федерации имеет более 25% емкостей по хранению топлива. В расчет не включаются хранилища, входящие в систему госрезерва, а также хранилища, находящихся в федеральной собственности и используемые для нужд Вооруженных сил и других воинских формирований.

Согласно законопроекту, хозяйствующие субъекты, действующие на рынках нефти и нефтепродуктов, обязаны раскрывать информацию об объемах добытой нефти и остатках на нефтехранилищах, а также об объемах переработанной нефти, произведенных нефтепродуктов, остатках нефтепродуктов на НПЗ и нефтебазах.

Цены по формуле

Еще один объект регулирования – цены на нефтепродукты. Это вопрос дискутируется уже не один год. Ранее ФАС рассчитывала согласовать с нефтяными компаниями формулу цены на нефтепродукты, привязанной к мировым ценам, до конца 2009 года, потом – 2010. Как заверял глава ФАС Игорь Артемьев, нефтяные компании в целом поддержали предложения ФАС о том, что введение формулы предельной цены, привязанной к мировым ценам, является рыночным механизмом и компании поддерживают это нововведение, а обсуждение шло лишь по коэффициентам в этой формуле. Речь шла об универсальной формуле, но с разными коэффициентами по каждому виду нефтепродуктов.

ФАС своим законопроектом «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» фактически предложила альтернативу части положений законопроекта «О нефти», который готовит Минэнерго. В частности, ведомство предлагает вместо введения госрегулирования цен на нефтепродукты при их росте на 30% в течение двух недель создать стабильную систему ценообразования, которая не допустит такой рост без объективных причин.

В законе содержится законодательно оформленная формула цены на нефтепродукты, которую ФАС планирует установить уже не первый год.

Справедливая цена

Для определения справедливой цены при крупнооптовой торговле моторным топливом, мазутом и авиатопливом на территории России ФАС предлагает использовать три параметра: индексы цен сопоставимых зарубежных рынков; индексы цен внебиржевого внутреннего рынка; индексы биржевых цен.

При принятии решений федеральные органы исполнительной власти должны будут учитывать эти индексы. То есть ФАС сможет возбуждать дела против нефтяных компаний, если цена на их продукцию необоснованно отклонится от одного из индексов, а в суде, имея закон, это будет проще доказать, чем сейчас.

Индекс цен на нефтепродукты на сопоставимых зарубежных рынках предлагается определять следующим образом. Будут использоваться общепризнанные котировки мировых рынков на установленных базисах продаж, а также российские биржевые котировки экспортных контрактов на установленных базисах продаж. Также будет определяться базис поставки внутреннего рынка. Из цен мирового рынка будет вычитаться стоимость транспортировки и перевалки нефтепродуктов от базиса поставки до базиса продажи, и будут прибавляться российские налоги.

Зимний дизель контролю не поддается

Индекс цен для базовых экспортных нефтепродуктов при их крупнооптовой торговле будет определяться по методу обратного счета от цен мирового рынка. Для расчета будет учитываться цена маркерного нефтепродукта в одном из центров мировой торговли нефтепродуктами (в зависимости от географического расположения соответствующего НПЗ); цена транспортировки и перевалки от НПЗ в установленном базисе поставки; текущая ставка экспортной пошлины на нефтепродукты в РФ; величина налогов (НДС, акцизы). Также ФАС предлагает правительству установить некий специальный дифференциал. Он, как говорится в законопроекте, должен учитывать особенности реализуемых товаров, баланс спроса и предложения, параметры энергетической политики.

Для нефтепродуктов, производимых для внутреннего рынка, индекс цен будет рассчитываться на основании индекса цен базового экспортного нефтепродукта, но с учетом коэффициента, который будет устанавливать правительство. Он должен учитывать «технико-экономические различия ценообразования базовых и небазовых нефтепродуктов».

Правда, как говорится в законопроекте, аналоги на мировых рынках есть только для бензина, авиакеросина, мазута и летнего дизельного топлива. Отрегулировать по формуле цену на зимнее ДТ не получится. Его аналоги не торгуются ни в Северо-Западной Европе, ни в Средиземноморье, ни в Сингапуре. А это три базовых центра, цены в которых ФАС намерена брать за основу.

Предъявите регистрацию

Чтобы иметь возможность сравнивать все цены на нефтепродукты с индексами, ФАС предлагает регистрировать все внебиржевые сделки по нефтепродуктам и нефти на бирже.

«Обязательной регистрации на товарной бирже подлежат все внебиржевые сделки с нефтепродуктами (крупнооптовая торговля моторным топливом, мазутом и авиатопливом на базисе нефтеперерабатывающего завода, зарегистрированного в установленном порядке в РФ), предусматривающие поставки как на территорию РФ, так и за границу таможенной территории», – говорится в законопроекте. Также обязательной регистрации подлежат внебиржевые сделки с нефтью.

Госкомпании отправляют на биржу

Законопроект также обязывает хозяйствующие субъекты, осуществляющие крупнооптовую торговлю моторным топливом, мазутом и авиатопливом, продавать на биржевых торгах не менее 15% объемов произведенных нефтепродуктов. Это будет сделано для повышения справедливости российской биржевой цены на топливо. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин неоднократно жаловался, что сейчас цены на Санкт-петербургской нефтепродуктовой бирже неадекватны.

При этом госорганы, а также госкорпорации, госкомпании (в уставном капитале которых доля РФ или региона превышает 50%) и их «дочки», обязаны будут приобретать нефтепродукты на биржевых торгах. Долю установит правительство дополнительно. Как поясняли ранее в ФАС и Минэкономразвития, поправки в закон о госзакупках, позволяющие закупать нефтепродукты госорганам на бирже, уже внесены в правительство.

Совершенству нет предела

Для развития биржевой торговли и совершенствования ее правил в России предлагается создать Биржевой комитет. В него, согласно законопроекту, войдут три палаты. Первая – палата представителей государства (уполномоченные представители Госдумы, Совета Федерации, ФСФР, ФАС и Минэкономразвития); вторая – палата продавцов и покупателей биржевого товара; третья – палата инфраструктурных организаций (товарные биржи, клиринговые организации, структуры системы госрезерва, предприятия, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов).

При Биржевом комитете планируется образовать секции по базовым активам основных товарных рынков.

Биржи, осуществляющие торговлю нефтепродуктами, а также регистрацию внебиржевых сделок с моторным топливом и мазутом, должны будут публиковать на своем официальном сайте котировки по итогам каждой торговой сессии, правила расчета индексов, а также информацию о регистрируемых внебиржевых индексах по итогам каждого торгового дня.

ФАС рассчитывает на принятие закона «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» в текущем году, сообщил журналистам заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин. «Мы бы хотели, чтобы закон был принят в 2011 году, и с 2012 года заработал», – отметил он.

Источник: www.finmarket.ru

Теги: Минэкономразвития Минэнерго рыночная цена на нефтепродукты рыночное ценообразование топливный рынок ФАС Федеральная антимонопольная служба ФСФР

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru