Депутаты готовятся защитить россиян от иностранных финансовых пирамид
Печать
Источник: Финансовые известия
Дата публикации: 6 Апреля 2011 г.
Госдума намерена четко определить права зарубежных финансовых компаний, не имеющих в России «дочек» и филиалов. Парламентарии начали работу над законопроектом, который касается рекламы иностранных профессиональных финансовых посредников и их услуг. Вероятно, что в итоге деятельность иностранных банков, инвестиционных и страховых компаний должна будет как минимум предусматривать наличие должным образом регулируемого юридического лица на территории Российской Федерации.
Парламентарии поясняют, что необходимость разработки законопроекта связана с той ситуацией, которая сложилась на рынке рекламы финансовых услуг. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Юрия Исаева, российская пресса и интернет содержат большое количество подобной рекламы от различного рода иностранных профессиональных финансовых посредников, деятельность которых не всегда является «прозрачной». «Можно предположить, что аналогичным образом рекламируются в том числе иностранные финансовые пирамиды либо посредники, находящиеся в офшорных юрисдикциях, не имеющих практически никакого государственного регулирования финансовой сферы», – полагает Юрий Исаев. Иными словами, случись какие-то чрезвычайные обстоятельства, спрашивать в этой ситуации будет не с кого.
Опасения вызывает и деятельность некоторых зарубежных банков. Интернет позволяет осуществлять банковскую деятельность на территории любого государства, не находясь физически на его территории и не подпадая под его юрисдикцию.
Как пример депутаты приводят деятельность крупнейшего частного банка Латвии – АО «Rietumu Banka» (Rietumu Banka), который в последнее время ведет активную рекламную кампанию в России. Парламентарии обращают внимание на то, что на территории России зарегистрировано только представительство Rietumu Banka, которое в соответствии с российским законодательством не является юридическим лицом и не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, тем более банковской. Но фактически для открытия банковского счета в Rietumu Banka достаточно встретиться с уполномоченными представителями банка в Москве, передать им все необходимые документы и оформить на них доверенности. А пройдя указанную процедуру, клиенты банка, на российской территории, могут дистанционно получать полный спектр банковских услуг, предоставляемых банком на территории Латвии, включая расчетно-кассовое обслуживание, депозитарные, конверсионные, кредитные операции, фидуциарные и брокерские услуги и т.д. и т.п.
«Активная рекламная кампания и наличие таких страновых преимуществ, как более либеральное регулирование и более высокие гарантии по вкладам, фактически позволяют таким бизнес-моделям конкурировать с национальными банковскими системами. Такая практика требует повышенного внимания со стороны российских регуляторов финансового рынка», – считает Юрий Исаев. Депутаты направили соответствующие запросы в федеральную антимонопольную службу и Центральный банк.
Впрочем, выяснилась, что ЦБ не видит особых поводов для волнений в деятельности Rietumu Banka. В ответе за подписью первого заместителя председателя ЦБ Геннадия Меликьяна сказано, что «перечисление средств физическими лицами из России для открытия вкладов в банках Латвии не носит массового характера. Совокупный объем таких операций за период с 2008 по 2010 год, оцениваемый в 198 млн долларов США, был в основном уравновешен встречным изъятием средств в объеме 154 млн долларов США. По отношению к общему привлечению валютных депозитов населения российскими банками в течение 2008-2010 гг. доля вкладов наших граждан в банках Латвии составила не более 0,2%». Банк России рассматривает деятельность представительства Rietumu Banka в Москве как «оказание консультаций по порядку и условиям открытия счетов и прием документов».
Но депутатов такой ответ не удовлетворил. Комитет Госдумы по финансовому рынку принял решение запросить в Центробанке и ФАС развернутый ответ по проблеме, связанной с рекламой финансовых посредников, деятельность которых не подпадает под законодательное регулирование РФ. А подкомитет по законодательству об инвестиционном рынке намерен тем временем в предельно короткие сроки подготовить и внести в Госдуму законопроект, который, по мнению депутатов, должен устранить пробелы в части рекламы иностранных профессиональных финансовых посредников и их финансовых услуг.
В свою очередь, эксперты считают, что документ должен быть предельно корректным. По словам вице-президента, главы банковского направления компании ФБК Алексея Терехова, по этому вопросу существует два мнения. Первое – Россия стоит на пороге вхождения в ВТО, и никаких ограничений в финансовом секторе экономики быть не должно. Это концепция развития транснационального взаимодействия, когда производительные силы и производственные отношения могут располагаться где угодно, важен лишь сам факт оказания услуги. Но есть и другая позиция – необходимость защиты национального производителя. Она зачастую подвергается критике. Ее противники говорят о том, что защита национального производителя ведет к тому, что новые услуги не развиваются, а потребитель в итоге находится в ущербном положении. «Но стоит заметить, что не совсем понятно, как будет развиваться рынок финансовых услуг между Россией и, например, ЕС без определенных обязательств. Позиция по этому вопросу должна быть крайне взвешенной», – уверен Алексей Терехов.
Автор: Марина Соколовская
Теги: Госдума иностранные банки страховые компании финансовые компании финансовые пирамиды Юрий ИсаевКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU