В помощь малому бизнесу: хозпартнерства должны способствовать привлечению инвестиций

print
Печать

Источник: Финансовые известия

Дата публикации: 5 Мая 2011 г.

В скором времени в России может появиться новая организационно-правовая форма – хозяйственное партнерство. Авторы законопроекта «О хозяйственных партнерствах» считают, что эта юридическая форма поможет привлечь инвесторов. Эксперты согласны, что подобные объединения теоретически должны способствовать притоку инвестиций в малый бизнес и упростить деятельность иностранных компаний на территории нашей страны. Но будет ли так на самом деле, покажет только практика – трудности внедрения новой юрформы в случае принятия законопроекта еще впереди.

Правительство рассматривает возможность ввести в России новую организационно-правовую форму – хозяйственное партнерство, действующее на основе долевого принципа. Согласно одной из последних версий законопроекта «О хозяйственных партнерствах», им признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, которой управляют партнеры, внесшие свою долю. Вклад может быть как в денежной форме, так и в виде имущественных и нематериальных активов. Создание партнерства путем реорганизации существующего юрлица (слияния, разделения, выделения, преобразования) не допускается.

Количество дольщиков не может быть больше 50 человек, иначе партнерство в течение года будет реорганизовано в акционерное общество. При сокращении числа участников хозпартнерства до одного человека объединение ликвидируется. Партнерами не могут выступать госорганы и органы местного самоуправления. По замыслам авторов законопроекта, новая юридическая форма должна привлекать инвесторов: «партнеры не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов». Управление деятельностью хозяйственного партнерства осуществляется пропорционально долям в складочном капитале.

Эксперты говорят о том, что пока рано обсуждать жизнеспособность и эффективность данной организационно-правовой формы. «Пока сложно делать какие-либо конкретные выводы, так как информации для оценки преимуществ и недостатков подобной правовой формы организации хозяйствующих субъектов явно недостаточно», – отмечает аналитик ИК «Финам» Анатолий Вакуленко. Аналитик предполагает, что основная цель создания формы хозяйственных партнерств – повышение транспарентности и упрощение процессов организации, управления и привлечения инвестиций в малые, в том числе наукоемкие (т.е. ориентированные на инновационную деятельность), предприятия.

«Очевидно одно, что законодатель пытается внедрить в нашу действительность западную практику, – комментирует руководитель отдела международного налогового планирования компании Concept consulting Ltd Светлана Якушина. – Ведь это не единственное готовящееся изменение, не стоит забывать, что уже давно горячо обсуждаются поправки в гражданское законодательство, затрагивающие, помимо прочего, деятельность юридических лиц в России и введение таких понятий, как частные и публичные юридические лица». Судя по описанию хозяйственных партнерств, предлагается некий аналог американских LLC (Limited liability company) и отчасти английских LLP. Эксперт отмечает, что в иностранном праве давно уже прижились так называемые гибриды компании и партнерства. Суть их в том, что в отличие от обычного партнерства у партнеров/участников ответственность ограниченна, но при этом они могут воспользоваться гибкой корпоративной структурой при принятии решений относительно ведения бизнеса, распределения прибыли. «Одним из преимуществ данной организационно-правовой формы является и так называемая »налоговая прозрачность«, когда доходы облагаются не на уровне корпорации или партнерства, а на уровне участников/партнеров, – рассказывает Светлана Якушина. – Указанная форма очень распространена в сфере оказания услуг среди малого бизнеса и будет большим плюсом для привлечения иностранных компаний в Россию. Ведь, возможно, применение данной формы позволит решить некоторые сложности, связанные с ведением деятельности иностранных организаций на территории России, не признаваемых юридическими лицами по закону своей страны». Эксперт предупреждает о проблемах в практическом применении, которые не исключены сразу после введения данной формы. «Но надеемся, что законодатель не будет »слепо« копировать нормы, а разработает и внедрит данный инструмент с учетом особенностей российского бизнеса», – добавляет Светлана Якушева.

По мнению Анатолия Вакуленко, преимущества хозяйственных партнерств не совсем очевидны и нет явной потребности в новой организационной форме – достаточно было бы оптимизировать существующие нормы, регламентирующие деятельность российских ООО.

«В потребительском секторе, полагаю, нет острой необходимости в появлении еще одного типа организационно-правовой формы с такими функциями, – объясняет аналитик »Финам«. – Но в любом случае это было бы приемлемо, скорее, для малого или даже микробизнеса».

Автор: Ольга Долгова

Теги: Малый бизнес микробизнес привлечение инвестиций хозпартнерства

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru