Источник: РБК - daily
Дата публикации: 16 Ноября 2006 г.
Вчера на заседании банковского комитета Госдумы его председатель Владислав Резник сообщил, что, по имеющейся у него информации, Банк России хочет автоматически получить доступ ко всем электронным сообщениям банков об операциях, подлежащих обязательному контролю со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ). В ЦБ говорят, что это нужно для облегчения проведения инспекционных проверок в банках. Однако в Госдуме и ФСФМ считают, что это приведет к дублированию Центральным банком функций Росфинмониторинга.
Вчера Владислав Резник проинформировал банковский комитет Госдумы о полученном от главы Банка России Сергея Игнатьева письме, в котором говорится о намерении ЦБ разработать и внедрить специализированное программное обеспечение, позволяющее анализировать все электронные сообщения, которые банки направляют в ФСФМ. По мнению г-на Резника, это выходит за рамки полномочий Банка России и неизбежно приведет к дублированию им функций Росфинмониторинга. «Очевидно, что в этом случае Банком России создается параллельная с ФСФМ база данных, — подчеркнул Владислав Резник. — Кроме того, в результате работы этой программы произойдет раскрытие кодов, которые сейчас используют банки для шифрования сведений в ФСФМ».
А это, по мнению депутата, создает угрозу утечки информации, содержащей банковскую и коммерческую тайну. Владислав Резник считает, что Банку России вполне достаточно сведений, получаемых от ФСФМ и от собственных инспекторов, проводящих проверку кредитной организации. Зампред Банка России Виктор Мельников не согласился с тем, что внедрение программного обеспечения приведет к дублированию ЦБ функций Росфинмониторинга. «Эта программа нужна лишь для того, чтобы облегчить работу наших инспекторов. При этом инспектора не будут передавать друг другу сведения, полученные в результате работы новой программы», — сказал он.
Однако, как отмечает замглавы ФСФМ Сергей Осипов, в случае появления у ЦБ такой базы данных будет сложно вычислить источник потенциальной утечки секретной информации. «Это большой риск, поскольку могут быть разглашены не только сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, но и данные о сомнительных операциях, а также дополнительная информация, запрашиваемая ФСФМ у банков по запросам правоохранительных органов, — отметил г-н Осипов. — К этим сведениям у ЦБ точно не должно быть доступа. Однако они его получат, если запустят свою программу».
Начальник службы финансового контроля Банка Москвы Алексей Седов уверен: «Квалификация инспекторов территориальных управлений ЦБ позволяет им находить нарушения без особых усилий. В ходе проверки мы предоставляем любую информацию, отвечаем на все запросы. Не уверен, что Банку России необходим вал новой информации, учитывая, что за день в ФСФМ поступает порядка 30 тыс. сообщений». По мнению директора группы анализа валютного и денежного рынка банка «Траст» Евгения Надоршина, инициатива Банка России может обернуться конфликтом с ФСФМ из-за того, что «оба регулятора будут работать на одной поляне».
По закону о противодействии легализации денег, полученных преступным путем, банки обязаны направлять в ФСФМ сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также о сомнительных операциях. Эти сведения шифруются и направляются в Росфинмониторинг в электронном виде, чтобы никто, включая ЦБ, не имел к ним доступа. В то же время ЦБ имеет право в ходе проверки кредитной организации запрашивать любые документы, в том числе данные об операциях, подлежащих обязательному контролю. ФСФМ также информирует Банк России о количестве сведений, представленных тем или иным банком.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU