Источник: Финансовые известия
Дата публикации: 21 Марта 2007 г.
За добропорядочностью коммерческих банков должен по-прежнему следить Центробанк. И скандальные письма опального банкира Алексея Френкеля ситуацию ни в коем случае не изменят. Вчера на финансовом и экономическом форуме в Цюрихе банкиры и депутаты в один голос заявили, что лучше, чем ЦБ, с надзорными функциями никто не справится.
После появления писем Френкеля обвинения на Центробанк посыпались отовсюду. Даже из Генпрокуратуры. Банкиры открыто стали говорить, что ЦБ действует субъективно: у кого хочет, отзывает лицензии, а кого-то необоснованно щадит. Некоторые депутаты даже предложили вовсе отнять надзорные функции у ЦБ и передать их в Росфинмониторинг. Задумались и в самом Банке России. Первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян уже заявил, что обсуждается идея отделить надзор от центрального аппарата.
Но, услышав такое от ЦБ, банкиры уже не рады. Теперь они в унисон повторяют, что согласны остаться под его контролем. «Мы до сих пор не определились с тем, что такое надзор, но уже вовсю рассуждаем о том, как бы вытащить его из ЦБ и поделить между пятью разными органами», – возмущался глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его словам, «в надзоре больше всего заинтересованы сами банки, если они нормальные».
Первый зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев заявил, что, конечно, хочется однозначных критериев, но «важно не расплескать уже достигнутое». Да и Центробанк не все может. Как отметил Медведев, для решения проблемы надзора нужно для начала снять вопрос с плохими паспортами. Ведь фирмы-однодневки, через которые идут сомнительные операции, регистрируются на базе поддельных документов. «Фальшивый паспорт украден, потерян или бланк просто выкрали из МВД», – объяснил депутат. Так что, по его словам, «в ближайшей перспективе выделение надзора из ЦБ даже не стоит обсуждать».
Не нужны функции ЦБ и главе финансовой разведки Виктору Зубкову. Полномочий у него и так хватает, и недостатка в информации он не чувствует. «Мы единственные из всех ведомств имеем доступ к банковской тайне. Имеем право получать данные из налоговой службы, таможни. Предоставляем информацию в правоохранительные органы и сопровождаем дела до суда», – перечислял Зубков. За отмывание преступных доходов в 2004 году было 16 осужденных, а в 2006-м – уже 502. Все они имели отношение к грязным деньгам – похищенным госсредствам, доходам от продажи наркотиков или финансированию терроризма. А ведь, уверен Зубков, нужно что-то делать и с уходящими за границу деньгами от неуплаты НДС и применения контрабандных схем. «Сначала эти деньги уходят на Британские Виргинские острова, а потом возвращаются в Россию типа как инвестиции. А мы еще их за это хвалим!» – негодовал Зубков.
Автор: Елена Шишкунова
Теги: Банке России банковская тайна Виктор Зубков Гарегин Тосунян Геннадий Меликьян надзорные функции Павел Медведев Росфинмониторинг финансовая разведка ЦБКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU