Источник: РБК - daily
Дата публикации: 19 Декабря 2007 г.
Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров сообщил РБК daily, что ведомство предлагает обязать банки раскрывать эффективную процентную ставку (ЭПС) в наглядной форме так же, как, например, указываются цены на товары в магазине. По его словам, эту идею уже поддержал Роспотребнадзор.
По словам Андрея Кашеварова, ФАС выступает за принятие постановления правительства, которое обязало бы кредитные организации раскрывать размер ЭПС до того момента, когда потребитель начал собирать документы на получение кредита. «Причем раскрытие ставки должно производиться в доступной и наглядной форме, например так, как магазины указывают цены на продукты, — сказал г-н Кашеваров. — Сейчас же в кредитном договоре указывается размер процента, например 23%, а рядом пишется ЭПС, которая рассчитывается в соответствии с указанием ЦБ и равняется, допустим, 50%. При этом банк говорит заемщику, чтобы он не обращал внимание на ЭПС; мол, это делается для отчетности ЦБ». В результате, по словам г-на Кашеварова, клиент подписывает договор и только потом понимает, что в действительности он платит в соответствии с ЭПС.
«Для сравнения, в Великобритании банк доводит до потребителя размер ЭПС как по своим продуктам, так и по аналогичным услугам других кредитных организаций, — добавил Андрей Кашеваров. — Наше предложение уже поддержал Роспотребнадзор. Поддержит нас правительство или нет, определится скорее всего уже в январе». Чем скорее власти отрегулируют порядок предоставления или раскрытия ЭПС, тем быстрее будет обеспечена надлежащая конкуренция между банками и понимание заемщиками реальной стоимости потребкредита, добавил г-н Кашеваров.
Как сообщили РБК daily в пресс-службе Роспотребнадзора, у них пока нет информации о том, что ведомство готово поддержать инициативу ФАС о форме раскрытия ЭПС.
По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, нежелание банков тратить усилия на раскрытие ЭПС по потребкредитам, возможно, связано с тем, что они просто не видят в таких заемщиках долгосрочных клиентов. «Я считаю, что это нормально, когда человек на вопрос о том, сколько стоит тот или иной кредит, всегда получает честный ответ, — считает г-жа Орлова. — Благодаря этому банки смогут сократить количество “плохих» кредитов, а заемщики получат понимание, под чем подписываются”.
Вице-президент Ситибанка Наталья Николаева считает, что надо стремиться к тому, чтобы все банки раскрывали размер ЭПС, причем в удобной для клиента форме. «Однако на практике это не всегда можно сделать до подписания договора, — говорит г-жа Николаева. — Например, из-за того, что клиент выбрал допстрахование от каких-то рисков, которое является добровольным и не учитывается при расчете ЭПС. Таким образом, нельзя добиться полного сравнения ЭПС по разным банкам».
Автор: Игорь Пылаев
Теги: Альфа-банк Андрей Кашеваров Наталии Орловой Наталья Николаева РБК daily Роспотребнадзор Ситибанк ФАС ЦБ ЭПСКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU