Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 6 Августа 2008 г.
Сформированная специально для этих целей консультативная группа* в составе Комиссии по ценным бумагам и биржам в эту пятницу представила председателю SEC Кристоферу Коксу (Christopher Cox) окончательный вариант отчета, который содержит ровно 25 рекомендаций в отношении того, как можно повысить пользу финансовой отчетной информации для её пользователей.
Напомним, специальная группа под председательством Роберта Позена (Robert C. Pozen) была сформирована SEC летом прошлого года (см. http://www.gaap.ru/news/gaap_ifrs/1879). Среди других членов (общим числом 17) – представители инвесторского сегмента рынка и других наиболее значимых его участников. Самим главой Комиссии по ценным бумагам и биржам перед всеми ними была поставлена конкретная задача: облегчить действующую сегодня систему американской финансовой отчетности и обеспечить доступность излагаемой в финансовых отчетах информации для инвесторов. Иначе говоря, чтобы за нагромождением цифр они видели суть. Сегодняшние 25 рекомендаций, представленных лично Робертом Позеном, касаются не только самой Комиссии, но и американского Совета по стандартам финансовой отчетности (FASB), и Совета по надзору за учетом в публичных компаниях (PCAOB) – все они могут на них ориентироваться.
Предложения консультативной группы касаются улучшений в пяти ключевых направлениях:
- Улучшение полезности финансовой информации, содержащейся в отчетах SEC
- Повышение эффективности процесса разработки стандартов
- «Дизайнерские» улучшения содержательной части стандартов финансовой отчетности
- Четкое разграничение стандартов, руководств, интерпретаций и проч.
- Уточнения в руководствах, касающихся профессионального суждения и повторной подготовки финансовой отчетности.
По первому вопросу было отмечено, что инвесторы сталкиваются с определенными проблемами в ходе изучения отчетов, представленных компаниями в SEC: они большие, они слишком детальны, и они не приносят ощутимой пользы. По этой причине рекомендуется каждый годовой отчет предприятия сопровождать кратким описанием основных направлений деловой активности и подхода, используемого для оценки её результативности.
По второму пункту представлено следующее решение проблемы: требуется более активное участие самих инвесторов в процессе разработки стандартов за счет их присутствия в FASB и Фондe финансового учета (Financial Accounting Foundation, FAF)**.
Вопрос «сложности» формулировок стандартов, подробного изложения правил и всевозможных исключений из них, за которыми зачастую скрадывается сама суть, по-прежнему является одним из наиболее обсуждаемых. В принципе, когда речь заходит об «упрощении» системы учета, прежде всего подразумевается именно это. Проект «Clarity», реализуемый Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), является по своей сути «приведением стандартов в надлежащий вид», чтобы ими было удобнее пользоваться. С аналогичной инициативой недавно выступили и эксперты Американского Института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA)***. Что до консультативной группы SEC, то здесь они предлагают, как они называют их, «дизайнерские» улучшения, иначе говоря, изменения в формулировках. Взять для примера те же правила учета внебалансовых активов и обязательств: требования должны формулироваться там образом, чтобы как можно реже возникала возможность использования альтернативного подхода для одной и той же транзакции. Что до рекомендаций самим компаниям, то здесь они советуют более четко доводить до сведения инвесторов, какая часть выручки соответствует подходу на основе исторической стоимости, а какая – справедливой стоимости, иначе говоря – четко разграничивать использованные по ходу оценки методы.
Четвертое направление улучшений напрямую связано с проектом кодификации от FASB - который, напомним, находится сейчас на своей завершающей стадии «тестирования». Кодификация сводит все обязательные к применению руководства в единый документ, что должно сильно упростить жизнь многим предприятиям. Эксперты подчеркивают, что руководства могут разрабатываться и другими организациями помимо ФАСБИ, но при этом они должны в обязательном порядке именоваться «неофициальными», а потому имеющими меньший приоритет. Они добавляют также, что «специализации» американского Совета по стандартам финансовой отчетности и SEC стоит разграничить, иначе может возникнуть путаница в их «официальных руководствах» и приоритетности. Каким образом? ФАСБИ будет специализироваться на более общих вещах, таких как стандарты, интерпретации и проч., тогда как SEC занимается вопросами соответствия участников рынка действующим требованиям.
Наконец, касательно переподготовки отчетности и исправления ошибок, эксперты рабочей группы порекомендовали тщательное доведение информации обо всех сделанных исправлениях до сведения инвесторов. Они добавляют, что каждая найденная ошибка не должна при этом выливаться в затяжной процесс исправления отчетности за все предшествующие периоды, так как многие компании в процессе таких исправлений, грубо говоря, забывают про отчетность дня сегодняшнего и тем самым держат инвесторов в неведении относительно нынешнего финансового состояния. Ошибки исправлять нужно тогда, когда они значимы, то есть могут оказать существенное влияние на деловые решения, принимаемые инвесторами.
Публикацию прокомментировал глава рабочей группы Роберт Позен. Суммируя все изложенное в отчете, он сказал следующее: «Наши рекомендации сделают финансовые отчеты более полезными для инвесторов – за счет более четких руководств, меньшего числа исключений и правил и фокусировке внимания на информации, которая является действительно важной».
_______________________________
- *Точное название – «SEC Advisory Committee on Improvements to Financial Reporting»
- **В принципе, этот план уже начал реализовываться, см. http://www.gaap.ru/news/gaap_ifrs/2309 – GAAP.ru
- *** См.: http://www.gaap.ru/news/gaap_ifrs/2478
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU