Источник: Интерфакс
Дата публикации: 31 Декабря 2008 г.
ФАС России пока решила не карать жестоко основных наполнителей бюджета, истощенных налогами в условиях стремительно падающих цен на сырье. Но обещает вскоре возбудить новые дела, если нефтяные компании не снизят цены на бензин в соответствии с мировым уровнем.
Оборотные штрафы, которыми разила бизнес в уходящем году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, конечно, не стали основной головной болью для предпринимателей и менеджеров. Но в условиях экономического кризиса они вполне способны удержать часть компаний, не имеющих достаточного лоббистского ресурса для противодействия ФАС, от неконкурентных действий.
Итоговые достижения под угрозой
Общая сумма штрафов, которые ФАС «выписала» в 2008 году, составила около 7,8 млрд. рублей, что более чем в 10 раз больше показателя прошлого года (поправки в КоАП, вводящие оборотный механизм, были приняты в мае 2007 года). Однако если вычесть из этой цифры 5,4 млрд. рублей, на которые были оштрафованы четыре крупнейшие нефтяные компании и которые ФАС будет объективно трудно с них взыскать, получается, что гордиться антимонопольная служба может только санкционированными на самом высоком уровне штрафами в адрес «Мечела» и двух других производителей коксующегося угля.
Как показывает статистика, больше всего от ФАС «страдали» горгазы и региональные энергосбыты, однако не обходил антимонопольный орган своим вниманием и крупнейшие российские компании – четверку нефтяных гигантов и РЖД. Дело против «Мечела» вообще стало неким рубежом в фискальном направлении деятельности ФАС. Внимание общественности и фондового рынка было приковано к оттенкам и интонациям речи руководителя ведомства, заявлявшего, что его подопечные не преследуют никаких иных целей, кроме взыскания в федеральный бюджет штрафа за нарушение антимонопольного законодательства. Почувствовав определенную свободу действий на примере «Мечела», а заодно и получив суровый нагоняй за прежнее бездействие, ФАС подняла руку на «святое» – на нефтяные компании, а параллельно добилась принятия второго антимонопольного пакета, усовершенствовавшего механизмы реагирования на ценовые диспропорции на внутреннем рынке.
Пока все бесполезно
Объявляя войну высоким ценам на заправках, ФАС преследует интересы потребителей, но момент для этой борьбы объективно сложился крайне неудачный. Парадоксальность ситуации заключается в том, что вне зависимости от того, выплатят ли нефтяные гиганты предъявленные ФАС штрафы или нет, рядовой потребитель от этого ничего не выиграет еще довольно долго. Точнее до того момента, пока нефтяники не пойдут на самоубийственное снижение цен в последнем относительно прибыльном сегменте своей деятельности – на АЗС. Решатся ли они на это, руководствуясь только страхом антимонопольного регулятора и призраком штрафов, справедливость которых ФАС будет доказывать в суде годами, большой вопрос. Не исключено, что правительство в очередной раз пожертвует интересами простых потребителей, дополняя за их счет слишком затратные для бюджета меры поддержки нефтяной отрасли, а ФАС при отсутствии политического решения окажется в суде наедине с могучим юридическим аппаратом нефтяных компаний и потерпит поражение.
Однако пока антимонопольный орган не теряет оптимизма. Для ФАС не секрет, что нефтяные компании, мягко говоря, хладнокровно относятся к санкциям, рассчитывая взять реванш в долгих судебных баталиях, но руководитель антимонопольного ведомства не унывает и рассчитывает на итоговую победу.
Доказательная база
Немаловажный козырь в руках Игоря Артемьева – постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Это постановление объясняет судьям довольно простые истины, следующие из антимонопольного законодательства; однако именно отсутствие подобных разъяснений давало суду возможность выносить вердикты, отклоняющие за недоказанностью доводы ФАС.
Постановление, в частности, доводит до судей, что согласованные действия по поддержанию уровня цен могут быть установлены и при отсутствии документальной договоренности, а вывод о согласованности действий можно делать, если они совершены участниками рынка синхронно и при отсутствии объективных причин. Также этот документ напоминает судьям, что запрещаются действия (бездействие) доминирующих на рынке компаний, ограничивающие конкуренцию. Эти положения почти идеально подходят для доказательства тезиса ФАС о том, что крупнейшие НК искусственно создали дефицит и, как следствие, рост цен на дизтопливо и мазут на внутреннем рынке, вывезя основные объемы этих нефтепродуктов за рубеж в условиях низких экспортных пошлин на них.
К запрещенным соглашениям относятся также и некоторые «вертикальные соглашения», если в результате их страдает конкуренция, то есть ФАС при желании может добиться санкций за ценообразование по всей цепочке downstream – upstream.
Вопрос с взысканием в бюджет сумм дохода, полученного в ходе нарушения антимонопольного законодательства, постановление оговаривает отдельно. Антимонопольный закон обязывает нарушителей выплачивать компенсацию в бюджет, а в случае невыплаты ФАС будет взыскивать деньги по суду, напоминает постановление Высшего арбитражного суда.
И. Артемьев также апеллирует к судьям как простым потребителям, приводя в качестве аргумента доводы разума: как могли нефтяники, которые чутко следили за колебаниями мирового рынка нефти с января по июль (когда цены на бензин в России выросли на 26-30%), упорно игнорировать начавшийся в августе обвал мировых цен? Он обещает продемонстрировать в суде данные о ценах на нефтепродукты, которые нефтяные компании устанавливали на АЗС в январе 2005 года, когда уровень мировых цен на нефть был аналогичен нынешнему.
Призрак новых санкций
На основании несоответствия реакции нефтяных компаний на разнонаправленные тренды мировых цен ФАС грозит нефтяникам и новыми делами. «Бензин марки Аи-95 в России должен стоить 19 рублей за литр, в Америке он стоит в пересчете на рубли 13 рублей за литр. На наших заправках цены только в последнее стали приходить в чувство, но некоторые еще умудряются продавать его и по 22 рубля. Нефтяники заявляют, что связь между мировой рыночной стоимостью на нефть и внутрироссийской на бензин имеет временной промежуток в несколько месяцев. Но когда цена на нефть росла, промежутка никакого не было – они в тот же день меняли ценники на заправках. Сейчас они говорят, что промежуток есть в несколько месяцев. Это смешно!», – говорил в конце декабря руководитель ФАС.
Он считает, что нефтяники еще хорошо отделались, так как ФАС решила не карать жестоко основных наполнителей бюджета, истощенных от высокой доли налоговых изъятий в условиях стремительно падающих цен на сырье. «Если бы не кризис, то мы бы выписали им штрафы по 10 миллиардов рублей», – заявляет И.Артемьев и обещает вскоре возбудить новые дела, если НК не снизят цены в соответствии с мировым уровнем.
Планы на 2009 год
Уже в январе наступающего года ФАС может разом побить все установленные в 2008 году рекорды: ведомство готовится предъявить оборотные штрафы «Газпрому» за ограничение доступа к газотранспортной системе (ГТС) газотрейдеру «Транс Нафта» (максимальный размер штрафа может составить 71 млрд. рублей), а также «Московской объединенной энергетической компании» и «Московской теплосетевой компании», вытеснявшим «Мосэнерго» со столичного рынка теплоэнергии.
Кризис, однако, не мог не отразиться на фискальной политике ФАС. В конце ноября антимонопольное ведомство объявило, что будет снижать минимальные размеры оборотных штрафов вдвое. «Кошмарить» бизнес ФАС никогда не стремилась и максимальные 15% от годового оборота не предъявляла даже компаниям, совершившим тягчайшие нарушения конкуренции и в упор не реагировавшим на предостережения, но пойдет ли подобная мягкость на пользу потребителю – это еще один вопрос, над которым стоит поломать голову чиновникам.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU