Вертикаль госконтроля замкнут на прокуратуру

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 29 Января 2010 г.

Госдума в ближайшее время может распространить требование согласования с Генеральной прокуратурой внеплановых проверок ведомствами всех бизнес-структур, добавив к малому и среднему бизнесу крупный. Судьба «административной» составляющей инвестклимата будет почти полностью сосредоточена в руках силового ведомства. Вчера же Владимир Путин обсудил с главой Минэкономики Эльвирой Набиуллиной инициативы по улучшению инвестклимата по линии ее ведомства – здесь речь шла о продолжении дерегулировании предпринимательской деятельности.

Вчера комитет Госдумы по экономполитике и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект заместителя председателя комитета Владимира Головнева, расширяющий полномочия Генеральной прокуратуры в отношении работы всего российского бизнеса. Рассмотрение законопроекта намечено на 17 февраля, законопроект 28 декабря 2009 года получил положительный отзыв главы аппарата правительства, вице-премьера Сергея Собянина.

Проект весьма краток: из статьи 10 (часть 5) закона «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключается упоминание «субъектов малого и среднего предпринимательства». Напомним, закон «О защите прав», принятый 26 декабря 2008 года, вводил обязанность ведомств согласовывать с органами прокуратуры все плановые проверки компаний и внеплановые проверки малого и среднего бизнеса. После изъятия определения субъектов проверки с прокуратурой будет необходимо согласовывать все внеплановые проверки всех российских компаний – по мнению господина Головнева, документ реализует принцип снижения административных барьеров в предпринимательстве.

Таким образом, ведомство Генеральной прокуратуры при принятии поправок получит полный контроль за осуществлением всех проверок российских хозяйствующих субъектов российскими ведомствами. Плановые выездные проверки бизнеса в отношении малого и среднего бизнеса с 1 января, напомним, ограничены по времени (15 часов в год для частных предпринимателей и 70 часов для малого) и в частоте (не чаще раза в три года). Плановые проверки должны согласовываться ведомствами в прокуратуре, причем графики должны составляться заранее. Неохваченными оставались лишь внеплановые проверки крупного бизнеса.

Поправки господина Головнева в закон дают Генеральной прокуратуре и региональным прокуратурам возможность с весны 2010 года полностью контролировать процесс надзора бизнеса всем государственным аппаратом, силовое ведомство также будет монопольно владеть всей полнотой информации о взаимоотношениях компаний и власти. Пока Генпрокуратура в отношении плановых проверок бизнеса не проявляет «кровожадности». Вчера на встрече премьер-министра Владимира Путина с министром экономики Эльвирой Набиуллиной он сам напомнил о том, что Генпрокуратура отклонила 48% заявок ведомств на проверки. «Это само по себе неплохо», – пояснил премьер-министр.

Отметим, «централизация» информации о проверках и крупного бизнеса не гарантирует резкого сокращения их числа, кроме того, делает актуальным вопрос о состоянии коррупции в самой Генеральной прокуратуре и региональных прокуратурах – очевидно, что принятие законопроекта чревато созданием «коррупционных вертикалей» в органах власти и кооперации чиновников ведомств и прокуратуры в таких схемах. Отметим, вчера пресс-служба департамента экономической безопасности МВД по итогам оперативного совещания, посвященного борьбе со взятками и коммерческим подкупом, заявила о росте более чем вдвое среднего размера взятки в РФ, который по итогам 2009 года составляет 23 тыс. руб. «Удвоение» размера средней массы во многом определено большей активностью ДЭБ МВД в раскрытии дел, связанных с более крупными взятками, тем не менее, снижение уровня взяточничества в 2009 году из цифр, опубликованных МВД, не вычисляется.

Тем временем, вчера госпожа Набиуллина предложила Владимиру Путину дальнейшее дерегулирование малого и среднего бизнеса. Министерство, в частности, предлагает расширить применение уведомительного порядка для малого бизнеса, который сейчас действует только для 13 видов деятельности. «В идеале мы хотели бы всех перевести на уведомительный порядок и сделать только исключения – для тех, кто не на уведомительном», – пояснила она. «Будем выделять специальные программы, например, под лизинг оборудования, когда малые предприятия покупают оборудование для производственной деятельности, софинансировать патентование. Предполагаем также софинансировать строительство бизнес-инкубаторов, в том числе в моногородах», – добавила министр.

Согласно поручению правительства, к февралю 2009 года Эльвира Набиуллина обещает предоставить в Белый дом дополнительные меры по улучшению инвестиционного климата, которые коснутся строительной сферы, миграционного законодательства, административных барьеров, налогов. Например, с целью упростить процедуру получения разрешения на строительство, в ведомстве, по словам госпожи Набиуллиной, намерены «облегчить получение земельных участков со всей инфраструктурой, согласование проектов строительства». Подготовлены и предложения с типовыми договорами в части подключения к сетям и введения в эксплуатацию.

Кроме того, Минэкономики готовит «настройку миграционного законодательства под нужды модернизации», где упростятся процедуры по привлечению высококвалифицированной рабочей силы. Отметим, Генеральная прокуратура ранее не была замечена в избыточной поддержке подобных идей дерегулирования – скорее всего, уже в ближайшие месяцы конфликты вокруг этой темы между экономическим и силовым блоком правительства будут неизбежны.

Автор: Алексей Шаповалов, Дмитрий Бутрин

Теги: бизнес-структуры Владимир Путин внеплановые проверки Госдума инвестклимат малый и средний бизнес Минэкономики предпринимательская деятельность Эльвира Набиуллина

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru