Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 18 Февраля 2010 г.
Проектом поправок к закону «О некоммерческих организациях» Минэкономики предлагает законодательно ужесточить режим управления госкорпорациями. Работать в них будет даже сложнее, чем в других госструктурах: на менеджмент и сотрудников госкорпораций предлагается наложить ограничения, аналогичные запретам для госслужащих – в первую очередь им официально запретят коммерческую деятельность. Сами госкорпорации будут должны выполнять ряд норм, дублирующих закон об АО, в том числе о сделках с заинтересованностью, об обязательном аудите, об утверждении корпоративных стратегий.
Минэкономики вчера опубликовало проект закона, вводящий новые регламентные нормы деятельности госкорпораций и госкомпаний. Для этого предлагается изменить закон от 1996 года «О некоммерческих организациях» и закон от 1995 года «О Счетной палате РФ».
В первом блоке поправок Минэкономики речь идет о существенных ограничениях для сотрудников госкорпораций, которых, по сути, предложено приравнять в этом вопросе к госслужащим. Персональные запреты для менеджмента описаны наиболее подробно. Помимо требований не разглашать гостайну сотрудникам госкорпораций запрещается участвовать на платной основе в управлении коммерческими организациями, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать вознаграждения от третьих лиц за свою служебную деятельность. Также под запрет попали использование имущества госкорпорации в личных целях и использование должностных полномочий в интересах политических партий и религиозных движений. Ограничения вводятся даже на награды от иностранных государств и международных организаций – их можно будет получить только с письменного разрешения представителя нанимателя. Запрет распространяется и на участие в деятельности иностранных НКО. Кроме того, как и обычные госслужащие, сотрудники госкорпораций должны будут информировать руководство о себе и членах своих семей, сообщать сведения о доходах и имуществе семьи. В целом ограничения, разработанные Минэкономики, дублируют ограничения для лиц, занятых на государственной гражданской службе или замещающих госдолжности.
Второй блок поправок касается корпоративного управления в госкорпорациях – он вводит в них правила, дублирующие нормы закона «Об акционерных обществах». Вводятся нормы обязательной ежегодной проверки бухгалтерской отчетности независимой аудиторской организацией, выбранной на конкурсе. Также вводится правило утверждения «крупных сделок» высшим органом управления госкорпорации. Нормы предотвращения конфликта интересов в поправках согласованы с еще не принятыми поправками к закону об АО. Все госкорпорации становятся полностью подотчетны Счетной палате. Поправки требуют от госкорпораций, как в случае с крупными государственными АО, утверждать стратегии работы. Сейчас лишь ВЭБ и «Роснано» имеют подобные документы, обязательность их точного исполнения сейчас не установлена.
В Минэкономики «Ъ» пояснили, что законопроект разработан по поручению президента Дмитрия Медведева и на основании проверок госкорпораций Генпрокуратурой. О проведении таких проверок генпрокурор Юрий Чайка и начальник контрольного управления президента Константин Чуйченко доложили господину Медведеву на встрече в ноябре 2009 года. Тогда Юрий Чайка сообщал президенту, что ведомством установлены факты невыполнения возложенных законом на госкорпорации функций и задач, несоответствия их деятельности целям, сформулированным в законах об их создании, нецелевого и неэффективного использования переданного им имущества и финансовых средств – особые претензии Генпрокуратуры были адресованы «Роснано», разместившей «подавляющую часть выделенных государством средств на банковских депозитах как временно свободные средства», и «Ростехнологиям», по деятельности которых «в связи с неправомерным отчуждением имущества возбуждено 22 уголовных дела, в том числе и по фактам злоупотребления полномочиями и преднамеренного банкротства». На встрече Константин Чуйченко сообщил, что правительство до 1 марта 2010 года должно подготовить предложения по преобразованию госкорпораций, «работающих в конкурентной среде», в иные организационно-правовые формы, в частности в АО.
Теоретически подготовка Минэкономики закона, который вряд ли будет принят ранее середины 2010 года (пока он проходит антикоррупционную экспертизу, в рамках которой и опубликован), означает, что большинство госкорпораций не ждет быстрое акционирование. Превращение в АО немедленно выводит госкорпорацию из-под действия будущего закона. Впрочем, в пояснительной записке Минэкономики особо оговаривается: речь идет об ужесточении регулятивных норм для госкорпораций, «сохраняющих свою организационно-правовую форму». В министерстве предполагают, что на момент вступления в силу закона часть госкорпораций форму начнут менять.
Вчера в самих госкорпорациях «Ъ» неохотно комментировали предложения Минэкономики. В одной из них неофициально заявили: согласований законопроекта с госкорпорациями не было. В «Роснано» «Ъ», напротив, сообщили, что об изменениях знают и они обсуждаются со всеми госкорпорациями открыто. При этом корпоративный директор «Роснано» Андрей Трапезников пояснил «Ъ», что «позиция государства в отношении акционирования “Роснано» сформулирована” – госкорпорация превратится в АО, команда Анатолия Чубайса готова оказывать этому необходимое содействие. Несколько сотрудников других госкорпораций сказали «Ъ», ссылаясь на совещания в Минэкономики в конце 2009 года, что в 2010 году не ждут изменения формы собственности организаций.
Впрочем, и для тех менеджеров госкорпораций, которые предпочтут акционирование новым нормам, жизнь в 2010-2011 годах не станет сильно легче. Вчера утвержден список поручений президента Дмитрия Медведева по итогам заседания совета по развитию финансового рынка от 9 февраля. В них, в частности, премьер-министру Владимиру Путину предлагается до 1 июня 2010 года «принять решения, направленные на унификацию системы оплаты труда в банках и компаниях с госучастием» – речь идет в первую очередь об ограничениях размеров компенсационных выплат и бонусов. Не исключено, что госкорпорации станут оазисом с точки зрения финансовой мотивации менеджеров: в поручении президента они не указаны.
Автор: Дмитрий Бутрин, Петр Нетреба
Теги: АО Госкорпорации коммерческую деятельность корпоративные стратегии Минэкономики некоммерческие организации обязательный аудит режим управления сделки с заинтересованностьюКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU