Залоги въехали в историю

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 6 Августа 2010 г.

Минфин разработал механизм для снижения уровня мошенничества в залоговом кредитовании. Ведомство намерено законодательно закрепить процедуру регистрации заложенных автомобилей и другого движимого имущества, создав единую базу по таким залогам в Центральном каталоге кредитных историй при ЦБ. По оценкам участников рынка, наибольший эффект от этих действий будет ощутим в сегменте автокредитования: сейчас мошенническим образом перепродается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей.

Как стало известно «Ъ», Минфин разработал проект федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». После согласования всеми заинтересованными министерствами и ведомствами законопроект будет представлен в правительство. Сейчас залог на движимое имущество, в том числе автомобили, никто не регистрирует. В результате мошеннические действия по перепродаже заложенного имущества достаточно распространены: от них страдают как банки-кредиторы, так и добросовестные покупатели имущества, не знающие о его обременении.

Наиболее уязвимым для мошенников является автокредитование. При получении автокредита заемщик, оформив в банке залог автомобиля, получает в автосалоне паспорт транспортного средства (ПТС), необходимый для постановки машины на учет в ГИБДД, который через пару недель необходимо предоставить на хранение в банк. При этом автомобиль является собственностью заемщика и зарегистрирован на его имя, поэтому мошенники или сразу после регистрации продают автомобиль третьим лицам или, сдав ПТС в банк, заявляют о его утере в ГИБДД и, получив дубликат ПТС, продают машину. По оценкам участников рынка, мошенническим образом продается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей.

Вопрос о регистрации заложенных по кредитам автомобилей неоднократно поднимался банковским сообществом. При этом наиболее активно обсуждалась возможность фиксации информации о залогах автомобилей в базе ГИБДД. Однако такой базы до сих пор нет.

В Минфине предоставить текст разработанного законопроекта отказались, однако пояснили, что «для создания базы данных о заложенном движимом имуществе (транспорте, оборудовании и т. п.) предлагается использовать Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ), который ведет ЦБ». «Дополнительно это позволит расширить возможности бюро кредитных историй (БКИ) по предоставлению информации заинтересованным лицам», – говорит собеседник «Ъ». В Банке России «Ъ» подтвердили, что такая идея обсуждается. «Однако ее обсуждение только начато, потому говорить о каких-то деталях на текущем этапе преждевременно», – сообщил собеседник «Ъ» в ЦБ.

Знают о новой идее и участники рынка кредитных историй. «Такая идея действительно предлагалась участниками рынка, и я рад, что ею заинтересовались уполномоченные ведомства», – говорит гендиректор «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин.- «БКИ при этом могли бы выступать агентами ЦККИ по продаже такой информации». «Идея регистрации движимого имущества, выступающего залогом по кредиту, обсуждается», – сообщил и гендиректор НБКИ Александр Викулин. – «Эта идея, несомненно, будет востребована». По словам господина Викулина, НБКИ уже начало работу в этом направлении, не дожидаясь принятия закона. В настоящее время мы сотрудничаем по сбору информации о заложенных автомобилях с двадцатью банками: наша база насчитывает данные о нескольких сотнях тысяч автомобилей, указывает он.

Этот закон, в случае его вступления в силу, сможет существенно снизить риски мошенничества в автокредитовании, признают и банкиры. «Планы по принятию закона о регистрации уведомлений о залоге можно только приветствовать», – отмечает руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Алексей Марей. – «Можно предположить, что банки будут передавать информацию в назначенную организацию добровольно, так как сами выиграют от этого». Я думаю, многие будут прибегать к услугам такой базы даже платно, особенно при умеренных ценах, говорит начальник управления развития автокредитования Юникредит банка Иван Сысков. Он указывает, что процедура получения информации о заложенных автомобилях должна быть технически простой, а отчетность строгой, чтобы такая информация была аргументом в суде.

Кроме банков, в получении данных об обременении автомобилей залогом заинтересованы и потенциальные покупатели машин. Однако получение ими такой информации потребует законодательных поправок, указывают эксперты. Сейчас, по закону о кредитных историях, получить такую информацию может только сам заемщик или его кредитор.

Ксения Дементьева, Светлана Дементьева, Екатерина Бородихина

Автор: Екатерина Бородихина, Ксения Дементьева, Светлана Дементьева

Теги: залоговое кредитование Минфин ЦБ

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru