В Мосгордуме состоялся Круглый стол по теме «Малый и средний бизнес. Законодательство и практика»

Компания: АГК Градиент Альфа

Дата публикации: 17 июня 2011

Комиссия Московской городской Думы по законодательству и экспертный совет при комиссии провели открытый Круглый стол по теме «Малый и средний бизнес. Законодательство и практика». В Круглом столе приняли участие представители малого и среднего предпринимательства, чиновники Минэкономразвития России, Министерства финансов РФ, Росфиннадзора, представители ФНС России, УФНС по Москве, Совета Федерации, Государственной Думы, Высшего Арбитражного суда РФ, Арбитражного суда Москвы, Торгово-промышленной палаты РФ, депутаты Мосгордумы и члены экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству во главе с его председателем Павлом Гагариным.

Во вступительном слове председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников рассказал о наиболее важных для малого и среднего бизнеса законодательных новшествах последнего времени. Господин Семенников напомнил, что за последний год было принято немало нормативных актов, благоприятных для малого и среднего бизнеса. «Так, предельное значение площади недвижимого имущества Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, теперь составляет 300 кв. метров, вместо прежних 100, – сказал глава депутатской комиссии. – Несколько недель назад правительством Москвы было принято постановление о мерах по обеспечению размещения государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства. Благодаря принятым мерам долю малого бизнеса в госзаказе удалось повысить до 14,9%. Малый и средний бизнес может стать двигателем модернизации страны, поэтому в его ряды мы стараемся привлечь как можно больше молодежи, для этого Мосгордума намеревается внести в Госдуму поправки, касающиеся поддержки молодежного предпринимательства. Необходимо принять еще немало законов, которые могли бы помочь малому и среднему бизнесу».

Председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин предложил разработать юридические и финансовые механизмы, которые могли бы компенсировать малому и среднему бизнесу налоговые потери вследствие повышения ставки страховых взносов. «Это может быть уменьшение бюрократической волокиты при оформлении прав собственности, регистрации и перерегистрации, при реорганизации и акционировании. Или оптимизация бухгалтерской и налоговой отчетности, то есть сокращение издержек, связанных с финансово-бухгалтерским блоком деятельности предприятия. Кроме того, это банковское кредитование на льготных условиях, пониженные ставки арендной платы и т.д.», – пояснил господин Гагарин.

Перспективы изменения ставки страховых взносов проанализировала ответственный секретарь экспертного совета, руководитель аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа» Светлана Тищенко. «Повышение ставки страховых взносов до 34% малый и средний бизнес воспринял весьма болезненно, он уже начал реагировать на это сокращением зарплат, ростом безработицы, уклонением от уплаты налогов, – предостерегла госпожа Тищенко. – Увеличение «серых» зарплат может привести к сокращению страховых взносов и, как следствие, – к снижению пенсионных накоплений работников с «серыми» зарплатами. Это будет ударом по пенсионному обеспечению».

Один из вариантов снижения страховых взносов – это установление ставки в 26-28% до достижения годовой зарплатой уровня 1,5-2 миллиона рублей и 3-5% – свыше этого порога. Однако предлагаемое Минэкономразвития снижение ставок для малого и среднего бизнеса может привести к потерям бюджета в 120 миллиардов рублей в год. Некоторые эксперты предлагают компенсировать дефицит за счет повышения акцизов на табак и алкоголь с 2012 года.

«Помимо этого, была проиндексирована облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы: он вырос с 415 тыс. руб. до 463 тыс. руб., – продолжила Светлана Тищенко. – Также с нынешнего года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Кроме того, с 2011 года работодатели, численность сотрудников которых составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году – более 100 человек)».

Последствиям грядущей отмены единого налога на вмененный доход было посвящено выступление члена экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, заместителя руководителя аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа» Татьяны Ильиновой. «Полный отказ от ЕНВД предлагается провести в несколько этапов – от постепенного сокращения в 2012 г. до полной отмены в 2014 г. В виде альтернативы предлагается ввести патентную систему налогообложения, которая в рамках УСН существует и сейчас, показывая свою неэффективность. Патент будет выдаваться на срок от одного до 12 месяцев, налоговая ставка составит 6%. Но применять патентную систему сможет только микробизнес, у организаций – юридических лиц такой возможности не будет, – отметила госпожа Ильинова. – Но и для индивидуальных предпринимателей установлены жесткие ограничения. Так, площадь розничного магазина для применения ЕНВД не должна превышать 10 кв.м. (сейчас 150 кв.м.), численность наемных работников уменьшается со 100 до 10 человек. Доходы налогоплательщика за год не должны превышать 60 млн руб. (в настоящее время какой бы доход не получил налогоплательщик на ЕНВД права на применение вмененной системы он не теряет). Установленные ограничения означают, что большей части бизнеса, работающего сейчас на ЕНВД (а это около трех миллионов предпринимателей и организаций) придется перейти на общий режим налогообложения или упрощенную систему, в результате чего существенно увеличивается налоговая нагрузка, возвращается применение кассовых аппаратов и существенно усложняется учет. Отмена ЕНВД может привести к снижению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, что в конечном итоге приведет к сокращению сотрудников, снижению официальных зарплат и росту потребительских цен».

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития и торговли РФ Наталья Ларионова предложила детально обсудить и лучше продумать процесс отмены ЕНВД, «чтобы регионы не наломали дров». «Времени на разработку и принятие законов о патентной системе налогообложения у региональных властей в обрез – до 1 января 2012 г. Вместе с тем полномочия у регионов огромные. Они смогут по своему усмотрению дополнить обязательный перечень видов из 47 видов деятельности, которые будут переведены на патентную систему, им будет предоставлено право устанавливать ограничение по численности сотрудников для предприятий, применяющих патентную систему – 10 человек или 15 человек, базовую доходность для каждого вида деятельности (от 500 до 800 тысяч рублей) тоже будут устанавливать региональные власти, – рассказала госпожа Ларионова. – Свою основную задачу мы видим в том, чтобы уже осенью этого года предприниматели начали подавать заявки на применение нового регионального закона о патенте с 1 января 2012 г. Что касается уровня доходов, которые позволяют предпринимателям переходить на патентную систему налогообложения и оставаться на ней (пока это 75 млн руб. и 100 млн руб. годового дохода соответственно), то мы предлагаем повысить их на 75 млн руб.».

Представитель Минэкономразвития обратила внимание и на другое обсуждаемое изменение – 159-й закон о преимущественном праве выкупа имущества арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства. «С одной стороны, мы слышим мнение бизнеса, желающего выкупать помещения большей площади. В то же время мы понимаем, что аренда муниципальной и региональной собственности нередко является основным источником доходов бюджета. И как тогда быть начинающему бизнесу, которому, если все приватизируют, негде будет разместиться? Так что нужно найти компромисс, приемлемый для всех сторон», – заявила Наталья Ларионова.

Заместитель директора Департамента по законодательству Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Фадеев рассказал о зарубежном опыте взаимодействия государства и малого бизнеса. Так, например, Япония, пережившая тяжелейшую природную катастрофу, экономику намеревается восстанавливать именно силами малого предпринимательства. «В Японии ставка сделана на малые венчурные и инновационные предприятия, там было создано специальное государственное ведомство, поддерживающее малый и средний бизнес, в течение ближайших трех лет страна восходящего солнца планирует создать более 1500 новых инновационных компаний, – рассказал господин Фадеев. – Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса частными банками в девять раз превышает государственную поддержку. Создано 56 университетов и научно-исследовательских центров, специализирующихся на малом бизнесе, в стране работают 524 местных торгово-промышленной палаты. У нас же в России, чтобы заниматься малым бизнесом, нужно обзавестись крупным и набраться терпения…»

Преимуществами акционирования бизнеса поделился член экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, член Совета директоров инвестиционной компании «Диалар Инвест» Денис Мяченков. По его словам, в этом случае проще защищать право собственности и закладывать активы, получать кредит и вводить нового акционера, легче организовывать соглашения с партнерами, оптимизировать бизнес и повышать эффективность управления им. Впрочем, акционирование подойдет не всем, а только среднему бизнесу с приличными оборотами и численностью персонала в несколько сотен человек.

Главный редактор журнала «Арбитражная практика» Николай Чудаков рассказал о результатах рейтинга легкости ведения бизнеса Doing Business 2011: Making a difference for Entrepreneurs. Из 183 стран-участниц анализа Россия заняла малопочетное 123-е место, расположившись по соседству с Уругваем и Угандой. Особенно неблагополучна наша страна по показателям уровня налогообложения, легкости получения разрешений и согласований, доступности кредитов. Единственный критерий, по которому Россия оказалась в первой двадцатке, опередив Великобританию, Бельгию, Нидерланды, Швецию, Данию и Японию, – это исполнение контракта. «Во многом наше 18-е место по этому показателю – это признание качества работы наших арбитражных судов, через которые компании могут добиться исполнения условий контракта при низких по сравнению с другими странами расходах и сроках рассмотрения дел, – заметил господин Чудаков. – Однако о частых изменениях законодательства и особенностях правоприменительной практики малый бизнес плохо осведомлен, проблема правовой поддержки малого бизнеса – одна из самых актуальных. В этой связи предлагаю создавать при ведущих юридических вузах бесплатные консультационные центры для предпринимателей».

«Правовая поддержка для предпринимателей – пожалуй, один из основных факторов успеха, – согласился член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Максим Жуков. – Телефонная «горячая линия» для предпринимателей, которую наша Ассоциация организовала с Ассоциацией юристов России, за полтора года работы доказала свою востребованность и эффективность».

«И все же чаще всего малый и средний бизнес помощь и информацию ищет в интернете, – утверждает эксперт портала «Бухгалтерия онлайн» Александр Погребс. – Платить за консультации малый бизнес не готов, поэтому и ищет условно бесплатную информационную поддержку в открытых источниках. Интернет-порталы с бесплатными консультациями юристов, бухгалтеров, кадровиков и других специалистов – пример ответственности крупного бизнеса, оплачивающего их рабочее время, перед малым. Но энтузиазм не может быть бесконечным, поэтому подобным сайтам в интернете, приемным для предпринимателей и телефонным «горячим линиям» нужна государственная поддержка».

О правовом регулировании участия субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках для государственных и муниципальных нужд рассказала проректор по научной работе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ, член экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Гульнара Ручкина. «При размещении госзаказа среди субъектов малого предпринимательства существует немало законодательных ограничений. Например, по объемам размещаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства заказов, по размеру начальной (максимальной) цены лота. Эти ограничения законодателям необходимо снять, – предложила госпожа Ручкина. – Кроме того, невозможно использовать государственные и банковские гарантии, выдаваемые страховыми организациями в целях обеспечения заявок малого бизнеса на участие в торгах и обеспечение исполнения ими контрактов и договоров бюджетных учреждений на поставку товаров. Такие способы обеспечения исполнения обязательств нужно предусмотреть. Есть законодательно закрепленное правило, согласно которому заказчики считаются исполнившими обязательства по размещению заказов на поставку товаров среди субъектов малого бизнеса, независимо от того, состоялся ли конкурс или аукцион с их участием. В этом случае нужно проводить повторные торги не на общих основаниях, а среди малых предпринимателей. Отсутствует страхование гражданской ответственности субъектов малого предпринимательства, что, естественно, вызывает недоверие. В качестве дополнительной меры имущественной поддержки малого предпринимательства при участии в размещении заказов на поставку товаров целесообразно предусмотреть и предоставить заказчикам права применять к победителям по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей».

Адвокат Лев Бардин, член экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, посетовал, что конституционные права предпринимателей в России не гарантируются и не обеспечиваются. «Многие законы и решения судов попросту не исполняются, – отметил господин Бардин. – Законодательство, безусловно, должно быть конкретным, реальным и исполнимым, а судебная практика и правоприменение – основанными на всеобщем равенстве перед законом. Такие распространенные явления, как, например, проверки «до результата», должны быть искоренены».

В качестве конкретного шага по наведению порядка член экспертного совета предложил возложить на Министерство юстиции РФ и региональные власти обязанности по проведению мониторинга законодательства, правоприменительной и судебной практики, относящихся к малому и среднему предпринимательству. По мнению адвоката, результаты такого мониторинга станут стимулом к принятию новых законов, внесению изменений в действующие нормативные правовые акты и принятию Верховным и Высшим арбитражным судами соответствующих постановлений.

Подводя итоги Круглого стола, Павел Гагарин подчеркнул, что экспертный совет при комиссии Мосгордумы по законодательству изучит все выступления, а также устные и письменные предложения участников мероприятия и учтет их при разработке законодательных инициатив и других экспертных предложений, касающихся сферы малого и среднего предпринимательства. «Эти предложения после их детальной проработки обязательно будут внесены на рассмотрение Мосгордумы и Госдумы», – заверил господин Гагарин.

Справка об экспертном совете при комиссии Мосгордумы по законодательству

Экспертный совет при комиссии Московской городской Думы по законодательству создан в 2007 году. Рассматривает проекты различных законодательных актов города Москвы и Российской Федерации, проводит анализ вступивших в силу законов, разрабатывает законодательные инициативы для предоставления в органы государственной власти города Москвы и Российской Федерации.

В период с октября 2009 г. до марта 2011 г. экспертный совет при комиссии Мосгордумы по законодательству официально не работал в связи с окончанием срока полномочий Московской городской Думы IV созыва. 21 марта 2011 г. решением депутатов Московской городской Думы V созыва Совет был создан вновь.

Работа членов экспертного совета направлена на совершенствование законодательства и правоприменительной практики, правовую поддержку малого и среднего бизнеса, повышение налоговой и финансовой грамотности предпринимателей.

Открытые мероприятия для представителей малого и среднего бизнеса экспертный совет при комиссии Мосгордумы по законодательству проводит ежегодно. В мае 2009 г. состоялся Круглый стол на тему «Правовая поддержка малого и среднего бизнеса», в июне 2008 г. – Круглый стол на тему «Добросовестность налогоплательщика: практика, проблемы, перспективы. Необоснованная налоговая выгода».

Теги: малое и среднее предпринимательство Малый и средний бизнес Мосгордума