Владимир Нестеров: «Контроллинг консолидирует мнения всех сторон, участвующих в бюджетировании»

Компания: CFO-Russia.ru

Дата публикации: 10 сентября 2012

Владимир Нестеров, начальник отдела финансового контроллинга «Монэкс Трейдинг» (магазины Mothercare, Next, The Body Shop и др.) и один из ключевых спикеров конференции «Контроллинг: от финансовой отчетности к управлению компанией», ответил на вопросы CFO-Russia, касающиеся использования инструментов финансового контроллинга.

Какова роль финансового контроллинга в формировании бюджетов?

Бюджет – это прогноз на будущее, с которым согласны акционеры: как компания будет жить, сколько принесет денег, как будет работать. После официального утверждения он становится законом для компании.

В нашей компании контроллинг вовлечен в бюджет на всех его этапах. В первую очередь контроллинг задает тон бюджету, то есть определяет допущения, которые могут быть использованы при планировании доходов и расходов (например, рост расходов может составить не более Х процентов).

Контроллинг консолидирует мнения всех сторон, участвующих в бюджетировании: бренд-менеджеров, логистов, офиса поддержки. При сведении планов всех подразделений в единый P&L, у компании появляется представление, подойдет ли планируемый денежный поток компании под то развитие, которое задано руководством.

Что помогает компании формировать более качественный прогноз?

Я бы выделил две составляющих качественного бюджета.

Во-первых, это отслеживание тенденций в расходах и продажах. Чтобы получить качественный прогноз, нужно детально проанализировать все отклонения от бюджета. Например, если в каком-то из наших магазинов затраты на персонал выше, нужно выяснить, из-за чего это – из-за сезонного увеличения персонала или из-за того, что магазин может работать только с таким количеством сотрудников. Тогда мы закладываем тренд в наш прогноз. Чем более четкое объяснение расхождения мы имеем, тем более точные тренды (рост расходов, уменьшение продаж и т.д.) закладываем в прогноз.

Вторая процедура – получение экспертных оценок и наложение их на исходные цифры бюджета. Здесь особенно важны оценки людей, управляющих продажами: бренд-менеджеров, менеджеров по операциям. Они могут спрогнозировать рост или падение продаж в своих магазинах. Вплоть до использования прогноза погоды в своих оценках. Если погода плохая, продажи хорошие, и наоборот.

Какие инструменты контроллинга используются в вашей компании для повышения эффективности планирования?

В контроллинге много инструментов. Но для большинства компаний достаточно показателя отклонений от бюджета. Если же компания планирует серьезную экспансию, то следует еще до открытия новых точек оценить их окупаемость.
Основной фактор успеха в контроллинге – это мощная IT-система прогнозирования и планирования. У нас установлена система Cognos (IBM), и мы стараемся дорабатывать ее под себя. Эта система позволяет учитывать в прогнозе не только цифры и тренды как таковые, но и рост расходов по кост-драйверам. Например, мы можем изменить в программе арендную ставку и моментально увидеть, что в данном магазине расходы будут выше.

Несомненно, важен контроллинг на этапе формирования инвестиционного проекта. Для нас каждый магазин – это маленький инвестиционный проект. У нас много точек, и чем лучше сделано обоснование на первом этапе инвестиционного проекта, тем точнее прогнозирование, и тем лучше в итоге финансовые показатели компании.

Более подробно познакомиться с опытом компании «Монэкс Трейдинг» и задать собственные вопросы Владимиру Нестерову вы можете на конференции «Контроллинг: от финансовой отчетности к управлению компанией».

Теги: CFO Russia контроллинг