К вопросу о реформе концессионного законодательства

Компания: ОАО «Евразийский»

Дата публикации: 4 мая 2010

Представители ОАО «Евразийский» приняли участие в Форуме регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий», который прошел 28 апреля 2010 года в Москве. Свою точку зрения по актуальным вопросам реформирования концессионного законодательства на Форуме изложил директор юридического департамента ОАО «Евразийский» Сергей Владимирович Елисеев.

С учетом практики компаний холдинга «Евразийский» С.В. Елисеев рассмотрел отдельные вопросы применения законодательства о ГЧП и концессиях применительно к отрасли водопроводно-канализационного хозяйства. В марте 2010 г. между администрацией Краснодарского края и ООО «Югводоканал» (дочерней компанией ОАО «Евразийский») было заключено концессионное соглашение в отношении объектов водопроводно-канализационного хозяйства Краснодарского края, сроком на 30 лет. И это первый значительный результат в практическом применении концессионного законодательства в сфере ВКХ в России.

«Концессии должны стать основной формой государственно-частного партнерства, обеспечивающей модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в ВКХ и других отраслях российской экономики», отметил представитель ОАО «Евразийский». Одним из сдерживающих факторов в применении института концессионных соглашений по-прежнему остается несовершенство концессионного законодательства. Основанный на фундаменте сегодняшнего законодательства проект ГЧП сопровождается большим количеством рисков. Чем больше рисков – тем дороже проект, выше стоимость привлекаемого кредита, и как следствие – выше нагрузка на потребителя. Сложившаяся ситуация не устраивает ни частную, ни публичную сторону.

Для решения назревших проблем необходимо в законодательстве, в том числе в законе о концессионных соглашениях, учесть специфику отрасли водоснабжения и водоотведения. Например, на законодательном уровне должен быть решен вопрос об оформлении имущественных прав на линейные объекты, подземные коммуникации. В отношении тарифного регулирования требуется согласовать нормы концессионного законодательства с положениями законодательства о тарифах. Для получения концессионером необходимых разрешений (лицензий) требуется установить в законе упрощенную процедуру, на основании заключенного концессионного соглашения. Необходимо решить вопрос о прекращении права хозяйственного ведения унитарных предприятий в отношении объектов, передаваемых в концессию путем внесения изменений в ГК РФ, закон об унитарных предприятиях и закон о концессионных соглашениях. Установленные законодательством технические требования и требования к нормированию должны быть определены в качестве существенных условий, из которых исходили стороны при заключении концессионного соглашения. Изменение этих требований должно быть основанием для компенсации концессионеру убытков и выплаты недополученной прибыли.

Реформирование концессионного законодательства должно идти по пути интегрирования с другими отраслями законодательства, с учетом отраслевых особенностей, улучшением качества законодательной техники, ликвидации пробелов в отношении неурегулированных вопросов. С.В. Елисеев подчеркнул, что «для эффективной реализации концессий в России нужен прочный правовой фундамент и сегодня пришло время для постановки вопроса о реформе концессионного законодательства».

Теги: новые продукты услуги