торт с бриллиантами для Императрицы России «Vivat Елисавет!»

Компания: Showexpress

Дата публикации: 16 января 2010

У К А З Ъ

Сим Указомъ Высочайше сообщается

всем придворным и знатным персонам – российским и чужестранным, а также всему дворянству с фамилиями, а достопочтенной прессе – в особенности:

В Екатерининском дворце (Санкт-Петербург) по 22 Апреля 2010 года открытие совместной выставки Государственного музея-заповедника «Царское Село» и Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века» «Vivat Елисавет!», посвященной 300-летнему юбилею императрицы Елизаветы Петровны [18 (29) декабря 1709].

Цель выставки не только продемонстрировать великолепные исторические шедевры, но и окунуть современников в аромат пышных придворных торжеств, насыщенных реверансами и утонченными манерами бальных и банкетных традиций. Бальный сезон в России длился с Рождества до окончания масленицы. Императрица Елизавета явилась продолжательницей Петровских ассамблей, сделав придворный этикет роскошнее, а угощения – изысканнее, затмевая, порою, Версаль.

Специально для выставки «Vivat, Елисавет!» была изготовлена копия банкетного стола в форме лиры по эскизу, хранящемуся в Российском Государственном историческом архиве. Оригинал был воплощен в середине XVIII века по проекту придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, апофеоз творчества которого пришелся именно на Елизаветинскую эпоху. Подобные банкетные столы, создававшиеся специально для того или иного приема, широко использовались во времена правления Елизаветы Петровны. Воссозданный елизаветинский стол был сервирован фарфоровыми изделиями, изготовленными на подмосковной фабрике Гребенщикова и Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.

На современном праздничном столе разместился «Сахарный партер», который впервые был воссоздан в России. Традиция создания «La table à sucre» («сахарных партеров») для украшения банкетных столов стилизованными копиями партеров европейских парков из цветов и фруктов, была широко распространена в европейской банкетной культуре XVIII века. Императрица Елизавета Петровна также любила блеснуть перед заморскими гостями изобилием шоколада и сахара на дворцовых приемах.

«Сахарный партер» был воссоздан по эскизу Ф.-Б. Растрелли, а также рисункам, хранящимся в Лондонской Королевской библиотеке. Изготовлен он был из сахарной пасты. Английская техника оформления тортов сахарной пастой – самая древняя техника в кондитерском искусстве. Центральную часть партера украсили 3 больших фруктовых пирамиды, являющие символ изобилия государства Российского. Пирамиды увенчаны золотыми вензелями Елизаветы Петровны. По краям стола царские вензеля будут «охранять» 6 золотых яблонь на блюдечках, покрытых сусальным золотом. Драгоценные «платья» на яблоках по замыслу автора имеют особый смысл, поскольку «в числе особенных странностей Государыни: она терпеть не могла яблоков; и мало того, что сама их не ела никогда, она до того не любила яблочного запаху, что узнавала по чутью, кто ел недавно, и сердилась на тех, от которых пахло ими; от яблоков ей делалась дурно, и приближенные остерегались даже накануне того дня, когда им следовало являться ко двору, до яблоков дотрагиваться».

Под золотыми яблонями расцветут древовидные розы, специально подобранные в соответствии с цветами елизаветинского «Собственного» сервиза. Композиционные розы были засахарены, и не только для красоты и сохранности, но по традиции того времени – чтобы их нельзя было использовать для украшения прически, так как «Ее Императорское Величество изволила указать именным своего императорского величества указом объявить всем дамам, которые к высочайшему двору ее императорского величества приезд имеют, чтоб они на голове, на правой стороне, не имели ни какого убранства, а именно окромя одних буклов и отнюдь не втыкали б в волосы на оную правую сторону ничего как алмазов, так и цветов».

Всего для создания сахарной композиции ушло около 6 пудов сахару, более 600 различных фруктов, доставляемых для проекта из Англии. Фрукты укрылись бархатным сахаром, а яблоки – сусальным золотом немецкого производства чистотой 23 карат, коего потребовалось около 16 кв. м. Кроме того, ослепительное созвездие из 2,5 тысяч мельчайших «алмазных осколков», доставленных из Англии и 18-гранных кристаллов Swarovski покрыли все сахарное великолепие.

Такой блистательный шедевр, своеобразный синтез ювелирно-кондитерского искусства, создал « придворный кондитер» Алдис Бричевс, уже зарекомендовавший себя созданием полутораметровой шоколадной копии Петропавловского собора, а также гигантского петровского рубля и копейки. Все изделия автор создает только вручную, без применения механизмов и форм для отливки, замешивания и плавления, что позволяет создавать шедевры по старинным рецептам. Основная часть работы производилась непосредственно на месте размещения экспозиции. На сегодняшний день А. Бричевс не раз удивлял Россиян амбициозными проектами, которые достойно выделяются на кондитерском фоне высоким стилем, и формируют эстетический вкус и культуру потребления шоколада в стране. Среди прочих работ автора рояль из белого шоколада в натуральную величину (200 кг), копия здания Венской оперы (136 кг), шоколадный поезд (длина 4 м, вес 180 кг), композиция на Пушкинскую тему «Меж сыром лимбургским живым…» (400 кг) и др.

Прикоснуться к чудесному миру роскоши и волшебства накануне Нового года гости выставки смогут благодаря Дирекции ГМЗ «Царское Село».

Следует отметить, что данный выставочный проект, в преддверии юбилейной программы Царского Села, очень своевременен: он возвращает традиции исторического прошлого, благодаря чему сегодня, спустя 300 лет, российская культура возрождается в своих прекрасных и первозданных формах!

Теги: выставки конференции семинары